09 августа 2007 12:05

Высокое напряжение

Программа реформ оперативно решит задачу привлечения инвестора в генерирующий сектор

Высокое напряжение

Природные факторы и политическая ситуация поставили украинскую энергетику в сложное положение. Проблема состоит в том, что притязания противоборствующих политические силы не позволяют проводить в отрасли единую техническую политику. Катализатором конфликтов в отрасли может стать проблема дополнительной эмиссия акций ОАО «Днепроэнерго», которая, как считают аналитики компании «Тройки Диалог Украина», в свете грядущих парламентских выборов может стать предметом политических споров.

Президента, которого никто в стране уже не отделяет от НУ НС, зарабатывает дополнительные очки, декларируя необходимость защиты энергетического сектора от теневой приватизации. Но и возглавляющая правительственную коалицию Партия регионов, не может оставить без защиты интересы стоящих за ней финансово-промышленных групп. «Мы по-прежнему думаем, что ДТЭК все-таки объединится с Днепроэнерго, однако не исключено, что этот процесс будет осложнен», — комментирует ситуацию аналитик Ирина Цегельник. По ее словам, об этом свидетельствует президентский указ № 678/2007 от 2 августа, который в частности поднимает вопрос о том, состоится ли слияние Днепроэнерго с Донбасской топливно-энергетической компанией (ДТЭК) посредством размывающей эмиссии.

Между тем значение нашей электроэнергетики в последнее время измеряется также ее растущим экспортным потенциалом. За январь—июль этого года, Украина, по оперативным данным, увеличила по сравнению с аналогичным периодом 2006 года экспорт электроэнергии на 591,6 млн кВт.ч (на 10,8% ) — до 6,7 миллиарда кВт.ч. Только в Россию за это время поставлено почти миллиард (957,3 млн.) кВт.ч. Поставки в Молдавию возросли на 27,8%, Польшу — на 0,7%, Румынию — в 7,3 раза. Одновременно растет и транзитный потенциал украинской энергосистемы.

На пике внимания инвесторов сегодня по-прежнему остаются генерирующие компании. Решение правительства приостановить продажу долга Центрэнерго, отмечает Цегельник, вселяет оптимизм в отношении целостности электроэнергетического сектора Украины. Впрочем, подчеркивает эксперт, это также свидетельствует о том, что вопросы долгов и дальнейшего развития украинской генерации во многом зависят от политической конъюнктуры. Нестабильность и отсутствие общепринятого плана реформ, по мнению экспертов, вполне оправдывают 61-процентный дисконт, с которым рынок оценивает украинские генерирующие предприятия относительно российских аналогов. Впрочем, за последние три месяца котировки акций украинских электрогенерирующих компаний выросли в среднем на 33%. Вместе с тем большинство иностранных электроэнергетических предприятий вертикально интегрированы (т.е. располагают как генерирующими, так и сбытовыми активами), и сравнивать с ними украинские генерирующие компании можно лишь с определенной натяжкой. Украинские генерирующие компании, по мнению экспертов рынка, корректно сравнивать в основном с российскими аналогами. И те, и другие строились и функционировали в советское время в рамках одной энергетической системы.

Так что сегодня при оценке украинской энергетики по-прежнему можно пользоваться соотношением между стоимостью предприятия и установленной мощностью его генерирующего оборудования. При этом эксперты прогнозируют, что предположительно к 2012 году избыток генерирующих мощностей в нашей стране сойдет на нет, и уже в 2010—2011 годах появятся первые признаки их дефицита. Это будет стимулировать ускорение процесса государственного реформирования отрасли и постепенно ослаблять значение тарифного регулирования.

Вероятно, в политике Партии регионов, если ей удастся снова сформировать правительственную коалицию, будет в значительной мере использоваться российский опыт реформирования и либерализации рынка электроэнергии. Угроза дефицита электроэнергии, которая сделала необходимость финансовых вливаний в электроэнергетику более очевидной, заставила Россию активно привлекать в эту отрасль стратегических инвесторов, которым был обещан достойный уровень рентабельности вложений. Год назад, после снятия тарифных ограничений, российские генерирующие компании получили возможность продавать на открытом рынке 10% вырабатываемой ими электроэнергии. К 2011 году Россия планирует полностью либерализовать рынок электроэнергии для промышленных потребителей. Украинским же предприятиям по- прежнему приходится работать в условиях регулируемых тарифов (издержки плюс фиксированная прибыль) и столь же жестко регулируемых цен на топливо. Это негативно отражается на показателях рентабельности и не способствует приходу в отрасль существенных инвестиций.

И тут уже работает своеобразный замкнутый круг: уровень загруженности мощностей тепловых генерирующих компаний не превышает 37% (тогда как в России он составляет 51% при максимально допустимом уровне 60%). В свою очередь, такой низкий КИУМ удерживает украинские власти от решительных действий, направленных на реформирование отрасли.

Определенная надежда появилась в середине мая, когда Минтопэнерго разработало концепцию приватизации электроэнергетического сектора. Однако неоднородное по своему составу правительство, в котором значительное количество мест занимали социалисты, ее до сих пор не утвердило. Нынешнее правительство после парламентских выборов имеет хорошие шансы остаться у власти и вполне возможны изменения в его составе, однако энергетические инвесторы как бы по инерции будут с осторожностью относиться к разработанной министерством концепции.

Вместе с тем ситуация с Днепроэнерго свидетельствует о том, что приход на предприятие стратегического инвестора может существенно способствовать развитию компании. Однако такой вариант не всегда благоприятен для миноритарных акционеров. Особенно в том случае, если сохранится тенденция жертвовать их интересами ради укрупненных интересов. Не лучшим образом такой подход сказывается и на котировках украинских электроэнергетических предприятий.

Цегельник убеждена, что надвигающийся дефицит электроэнергии подтолкнет государство к либерализации тарифов и реформированию отрасли. Эти меры, в свою очередь, приведут к улучшению финансовых показателей энергетических предприятий и сделают оправданными вложения в строительство новых мощностей. Если правительство хочет привлечь в отрасль инвесторов и приблизить котировки генерирующих компаний хотя бы к рыночным оценкам российских предприятий, оно должно как можно быстрее выработать и утвердить стратегию реформ.

 

Автор
День
Источник
НОВОСТИ / Энергетика