29 марта 2006 11:54

Еще один энергичный орган

Минтопэнерго против создания Нацагентства по эффективному использованию энергоресурсов

Вчера Иван Плачков, исполняющий обязанности министра топлива и энергетики, выступил против создания Нацагентства по эффективному использованию энергоресурсов

В Украине уже существовал комитет по энергосбережению, который был упразднен правительством Юлии Тимошенко. Но после того как вся страна пережила драму обострения отношений с Россией на газовом фронте, вопрос энергосбережения снова стал актуальным. «Раз вопрос приоритетен – значит должен быть отдельный госорган!» - вот, пожалуй, и вся логика инициаторов создания Нацагенства.

Впрочем, за время деятельности предыдущего спецоргана - комитета энергосбережения - удельный вес энергоресурсов на единицу украинской продукции не уменьшался, а увеличивался. Причины таких странных результатов деятельности крылись в низком кадровом потенциале и небольшом финансировании. Но главный источник украинской расточительности кроется не в неэффективности госсутруктур, а в низких ценах на энергоресурсы, которые искусственно поддерживались на украинском рынке.

Что же необходимо для того, чтобы Украина, наконец, начала заниматься энергосбережением? Не нужно изобретать велосипед, достаточно посмотреть на то, как Запад справлялся с ценовыми шоками на энергоресурсы в 1973-74 и в 1979-80 годах. Самым главным выводом, который можно сделать из энергетических кризисов прошлого, следующий: достаточно, чтобы скачки цен на рынке энергоресурсов были полностью проблемой потребителей энергии, и это послужит наилучшей мотивацией к внедрению проектов по энергосбережению. В Украине же стоимость энергоресурсов – проблема государства, которое вынужденно идти против экономической логики и искусственно занижать стоимость газа, угля и электроэнегрии для отдельных категорий потребителей.

Безусловно, кризисы на энергорынке – явление отнюдь не положительное. После них наблюдается падение производства, которое восстанавливается на протяжении нескольких лет. Однако экономика выходит из такого пике более эффективной и менее подверженной ценовым скачкам на энергию. Так, повышение цен на нефть в 1990-91 годах и в недавнем прошлом уже не вызывало особых сбоев в экономиках развитых стран.

Но украинскому государству хочется что-то предпринять и создать видимость деятельности. Эксперты едины во мнении – сейчас необходимо с помощью «кнута» заставлять потребителей переоснащать свое производство, стимулировать энергосбережение. Специалисты считают, что, прежде всего, государство должно заняться вопросом энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, совместном с бизнесом финансировать исследования по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях, утверждением стандартов энергопользования. Но главное, государство должно создавать стимулы  для потребителей самостоятельно инвестировать в энергосбережение.

Единственное, на что стоит тратить государственные деньги – так это на поддержку инвестиций и разработок в области возобновляемых источников энергии, например, в области малой гидроэлектроэнергетики.

По большому счету все равно, кто будет заниматься этими задачами - Нацагенство или управление в Минтопэнерго. От этого зависят лишь размеры бюджетов различных госорганов и их необходимость как таковых.

В отличие от Беларуси, где наблюдается снижения энергоинтенсивности экономики, а комитет по энергосбережению наделен драконовскими полномочиями вплоть до физического ограничения подачи энергоресурсов на расточительные предприятия, в Украине госорган сам по себе вряд ли принесет много пользы. Он сможет лишь взывать к совести граждан и налагать на предприятия небольшие штрафы. Или же его чиновники буду брать взятки, чтобы не вводить санкции.

В любом случае, энергосбережение в украинской экономике будет зависеть лишь от того, будут ли потребители платить цену, стремительно приближающуюся к мировой, или нет. Но этот скользкий вопрос все предпочитают обходить стороной.

НОВОСТИ / Энергетика