31 мая 2006 16:29

Социальные аргументы против повышения цен на электричество и газ

Федерация профсоюзов Украины напоминает о том, что в Украине 29% населения считается бедным

По мнению представителей Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) повышение цен на электроэнергию и газ для населения нарушают нормы Закона Украины “О ценах и ценообразовании”, так как государством не обеспечены социальные гарантии для малообеспеченных граждан. В свою очередь, Кабинет министров и министерство труда и социальной политики полагают, что решить данную проблему может ныне действующая программа жилищно-коммунальных субсидий, и возлагают на нее надежды. ФПУ не надеется.

Напомним условия, при которых украинская семья может получить право пользоваться жилищно-коммунальными субсидиями. Производится перерасчет ежемесячной оплаты семьи за коммунальные услуги в пределах норм пользования. Если полученная при перерасчете сумма составляет более 20% от совокупного ежемесячного семейного дохода, то такая семья может пользоваться жилищно-коммунальными субсидиями. Она получает право платить за квартиру 20% от совокупного ежемесячного дохода. Если семья состоит из одиноких пенсионеров либо в ней есть несовершеннолетние дети или инвалиды 1-й или 2-й группы и при условии, что доход на одного члена составляет ниже 50% от прожиточного минимума, то такая семья получает право платить 15%.

справка "экономика"

Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) создана 6 октября 1990 года. Целью деятельности ФПУ является представление интересов и защита прав организаций – членов ФПУ, координация действий, связанных с представительством и защитой трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в отношениях с работодателями.

Однако ФПУ считает действующую программу субсидий не эффективной. Федерация ссылается на несколько важных, по е мнению, моментов, которые обуславливают е непримиримую позицию в данном вопросе.

Первый момент – это отсутствие понятного и прозрачного расчета существующего порога предоставления субсидий. “Никто нам не смог объяснить, почему порог предоставления жилищных субсидий составляет именно 15-20%. Почему не 16% или не 28%?”, – сообщила «Экономике» начальник отдела социальной защиты населения ФПУ Галина Голеусова. Эксперт считает, что эти 15-20% ничем не обоснованы.

Голеусова отметила, что Федерация уже выступала с инициативой понизить данный порог. “Мы предлагали пересмотреть критерии предоставления субсидий и опустить порог их предоставления до 12%. Мы рассуждаем так: по Конституции всем гарантируется прожиточный минимум. В структуре прожиточного минимума, расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют от 9 до 12%. Этот порог нам кажется вполне логичным и понятным. И нас в свое время поддержала Верховная Рада”, – сообщила представитель Федерации. 

справка "экономика"

Нормы пользования коммунальными услугами утверждены постановлением Кабинета Министров № 848 от 21 октября 1995 года. Они составляют 21 кв. метр на одного члена семьи плюс 10,5 кв. метров на семью в целом.

Напомним, что в 2001 году Верховной Радой было принято постановление, которым была признана неэффективной деятельность правительства Украины в сфере формирования цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере. В постановлении речь шла о том, что ценовая политика правительства есть ни что иное, как грубое нарушение прав человека, закрепленных Конституцией Украины, и действующая программа субсидий не решает данной проблемы. В нем говорилось, что необходимо обеспечить малоимущему населению возможность платить “на уровне 12% от совокупного дохода согласно норм затрат на жилищно-коммунальные услуги, заложенных в прожиточном минимуме”.

Вторым моментом, с которым категорически не согласны профсоюзы, является порядок определения совокупного ежемесячного дохода семьи при оформлении субсидий, а именно то, что при его определении берется начисленная сумма дохода (заработная плата) человека до обложения ее налогом и до вычетов в институты социального страхования.

“Мы считаем, что доходом человека является та часть средств, которую он непосредственно получает на руки. При определении ежемесячного дохода в случае оформления субсидии за основу берется начисленная зарплата, без вычета налога и социальных взносов. Это завышает ее размеры. Человек же на руки получает меньше, а в субсидии ему отказывают”, – отметила Голеусова.

В ФПУ также отметили, что сама процедура получения права пользоваться жилищно-коммунальными субсидиями является сложной. “Сегодня, чтобы получить субсидию, нужно выходить бассейн инстанций и получить кучу справок. Далеко не каждый может это сделать. В первую очередь это касается одиноких пенсионеров и инвалидов”, – отметил один из представителей федерации.

Профсоюзы полагают, что при действующей программе субсидий в случае повышения тарифов на коммунальные услуги малообеспеченное население остается не защищенными. В качестве одного из аргументов этого ФПУ приводит официальные данные Госкомстата: сегодня в Украине субсидиями пользуются 3,9% семей, тогда как бедными считаются 29%. Федерация постоянно призывает министерство труда и Кабмин обратить внимание на эти цифры. “Мы считаем, что такие показатели должны настораживать или, по крайней мере, заставить задуматься. Все внимание на субсидии, а эффективность программы субсидий сами видите какая, исходя из приведенных данных. Кому такая программа помогает?” – подытожила Голеусова.

“Экономика” намерена в ближайшее время выяснить позицию Министерство труда и социальной политики.

НОВОСТИ / Энергетика