20 июня 2006 13:44

За дешевый ток на юге и западе Украины заплатит восток

Новый тариф на электроэнергию оказался каким-то не единым

За дешевый ток на юге и западе Украины заплатит восток

Министерство топлива и энергетики прогнозирует завершения перехода на единые тарифы на электроэнергию, отпускаемую для небытовых потребителей, до 2007 года. Об этом сообщил глава министерства Иван Плачков.

"Мы закончим эту работу до конца года по всем классам потребителей во всех регионах для того, чтобы все имели одинаковые условия работы", - сказал министр.

Как известно, с прошлого года в Украине идет процесс введения единого двуставочного тарифа на электроэнергию для небытовых (кроме населения) потребителей. 15 августа 2005 года было принято постановление правительства №745 «О переходе на единые тарифы на электроэнергию, отпускаемую потребителям», которым для всех групп предприятий вводятся одинаковые расценки на электроэнергию.

С 1 сентября 2005 года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) начала поэтапный переход на единые тарифы в пределах существующих классов потребителей (1-й класс – подключенные к сетям с напряжением 27,5 кВ и выше (около 20% предприятий), 2-й класс (все остальные) - к сетям с напряжением ниже 27,5 кВ). Переход рассчитан на десять месяцев с ежемесячным ограничением их повышения пределом в 5%.

Сам факт введения единого тарифа изначально не устроил крупных промышленных потребителей электроэнергии. Среди них - предприятия, входящих в состав Ассоциация производителей ферросплавов, в себестоимости продукции которых энергозатраты составляют более 30%. Промышленники считают, что введение единого тарифа является экономически необоснованным и идет вразрез с мировой практикой и рыночными принципами ценообразования. Они усматривают множество прямых и производных негативных последствий принятия соответствующего постановления.

Напомним, что до сентября 2005 года розничные тарифы на электроэнергию формировались по затратному принципу. В структуре тарифа учитывалась стоимость транспортировки и поставки электричества к потребителю. В различных регионах эта составляющая тарифа своя и зависит от затрат энергоснабжающих компаний на поставку электричества потребителю.

Большинство промышленных предприятий страны находятся в Запорожской, Луганской, Днепропетровской и Донецкой областях. Эти предприятия напрямую питаются от высоковольтных линий, имеют свои электросети, содержат и обслуживают их за свой счет, потребляют миллиарды киловатт-часов. Аграрные же регионы Украины (Центральный и Южный) оснащены маломощными разветвленными электросетями и для того, чтобы доставлять потребителям электричество, необходимо создавать мощную инфраструктуру сетей и обслуживать ее. Отсюда дешевизна поставки тока в промышленных районах и ее дороговизна в аграрных. То есть разница в цене тока между промышленными и аграрными областями страны была обусловлена сугубо экономическими причинами и, по данным НКРЭ, она составляла до 35% по первому классу потребителей и до 60% - по второму.

Получается, что при введении единого тарифа восток страны будет переплачивать, а юг и запад – экономить. По мнению промышленников, с механизмом единого тарифа вводится перекрестное субсидирование между потребителями в региональном масштабе: промышленный восток является донором для западного и южного регионов. Это, считают они, может привести к снижению рентабельности крупных энергоемких предприятий и, соответственно, недонаполнению бюджета.

Кроме того, считают промышленники, решение о внедрении единых тарифов противоречит принятой в 2002 году Концепции развития оптового рынка электроэнергии, которая предусматривает дифференциацию тарифов и постепенный полный отказ от перекрестного субсидирования одних потребителей за счет других.

Тем не менее, в НКРЭ и в Минтопэнерго поддерживают эти нововведения. Плачков считает, что переход на единые тарифы позволить привлечь дополнительные инвестиции регионам со слабо развитой промышленной инфраструктурой. Ни одно из этих ведомств вплоть до середины января не делало (или не представляло) экономического анализа последствий выравнивания тарифов. Лишь в январе на заседании Кабмина глава правительства поручил Минэкономики провести анализ последствий выполнения постановления «О переходе на единые тарифы». Это дало промышленникам надежду на пересмотр принятого решения.

Минэкономики разбиралось в вопросах реальной себестоимости производства электроэнергии и транспортных расходов и посчитало введение единых тарифов обоснованным решением. Однако протесты промышленников были услышаны, и министерство инициировало введение т.н. «нулевого класса» потребителей. В эту категорию должны были попасть предприятия, со среднемесячным потреблением электроэнергии более 50 млн. кВТ-ч по итогам прошлого года.

Кабмином был разработал проект постановления, который предусматривал 10%-ную скидку таким потребителям электричества. Минпромполики составило список из 23 предприятий, которые должны были стать потребителями нулевого класса. В него попали предприятия горно-металлургического комплекса и химической промышленности. Однако нулевой класс потребителей пока так и не введен. У министерств финансов и экономики были замечания к этому постановлению. Ведомства рекомендовали ввести более широкий спектр критериев для определения нулевого класса (среди них энергоемкость и рентабельность производства) и было принято решение постановление доработать.

Многие эксперты отрасли считают неизбежным пересмотр вопроса введения единых тарифов после формирования нового правительства. «Маловероятно то, что нынешние фигуры энергетического блока Кабмина останутся на своих постах, и мы надеемся, что единые розничные тарифы введены не будут», - оптимистически резюмировал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

НОВОСТИ / Энергетика