28 июля 2005 17:00

НАК «ЭКУ» хочет расшириться

Правительство может включить в состав энергохолдинга компанию НЭК «Укрэнерго»

«Энергетическая компания Украины» может превратиться в аналог российского супермонополиста РАО «ЕЭС России». Для этого правительству следует передать в собственность НАК «ЭКУ» диспетчерский центр с магистральными электросетями.

Первый заместитель министра топлива и энергетики Украины и президент «Энергетической компании Украины» Юрий Продан считает необходимым передать в управление подчиненному ему энергохолдинга компанию НЭК «Укрэнерго», объединяющую магистральные линии электропередач (ЛЭП) и диспетчерский центр энергосистемы.

Об этом Продан заявил на пресс-конференции на прошлой неделе.

По его мнению, соединение в единую технологическую цепочку процессов производства и передачи электроэнергии, а также выполнения диспетчерских функций под крышей одной структуры логически вполне оправдано.

Слова Юрия Васильевича не стали неожиданностью. О том же твердил чуть ранее предшественник Продана на посту президента НАК «ЭКУ» Олег Дубина. О возможности слияния энергохолдинга и НЭК «Укрэнерго» заявлял и министр топлива и энергетики Иван Плачков.

По мнению госуправленцев, создание энергетического гиганта могло бы, в частности, сбалансировать государственную экспортную деятельность с развитием магистральных линий электропередач, а также обеспечить более устойчивую и надежную работу энергосистемы.

Как известно, включение «Укрэнерго» в состав энергохолдинга предусматривалось первым указом президента Леонида Кучмы о создании НАК «ЭКУ».

Этот указ с момента его выхода зимой 2004 года специалисты расценивали неоднозначно. От комментариев отказывались. И вполне обоснованно. Президентское решение о создании еще одной госмонополии в ТЭКе как-то не сочеталось с общей стратегией энергетических реформ, которым Украина эволюционно следовала с середины 90-ых и которые нацеливали отечественный энергорынок на лучшие европейские стандарты и образцы.

На момент выхода указа Кучмы отечественная электроэнергетика представляла собой наиболее реформированную и самодостаточную в своей организационной структуре подотрасль ТЭКа. Так, предприятия отрасли разделены по видам деятельности, сам энергорынок располагает саморегулирующимися механизмами в виде Договора между членами энергорынка, а также Совета оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), а функции государства в электроэнергетике уже давно сместились из управленческой в регуляторную плоскость.

Именно поэтому появление НАК «ЭКУ» была расценено многими, как запоздалое и ненужное по времени формирование излишней управленческой надстройки. Тем более, что образцом для создания НАК «ЭКУ» послужил по всей видимости нереформированный российский энергохолдинг РАО «ЕЭС России», о чем можно было заключить из высказываний Кучмы.

В тоже время создание энергохолдинга не было лишено и государственной целесообразности. Госкомпании нужно было спасать от банкротств и контроля со стороны различных финансово-промышленных групп.

Указ Кучмы в своем первоначальном варианте предусматривал включение в состав НАК «ЭКУ» национальной энергокомпании НЭК «Укрэнерго» с ее диспетчерским центром и магистральными ЛЭП.

Однако так случилось, что президентский указ о создании НАК «ЭКУ» не был до конца реализован.

комментарий

 Экс-министр топлива и энергетики Сергей Тулуба о нецелесообразности включения НЭК «Укрэнерго» в состав НАК «ЭКУ» (из интервью «Ведомостям» в июне 2004 года:

- К этому вопросу нужно еще подойти с точки зрения государственной безопасности, а также обеспечения равноправного доступа всех субъектов рынка к энергосистеме. Учитывая, что государственное предприятие НЭК «Укрэнерго» управляет инфраструктурой всей объединенной энергосистемы Украины и самого оптового рынка, нельзя его включать в состав никакой отдельно взятой компании. Тем более компании, которая является акционерным обществом. Если передать «Укрэнерго» в состав НАК «ЭКУ», мы получим монопольную структуру в энергорынке и тогда мы уйдем от возможности свободной конкуренции, от возможности свободного доступа иных производителей к сетям.

НЭК «Укрэнерго» объединяет восемь энергосистем. Команды диспетчеров обязательны для исполнения всеми участниками энергосистемы согласно правилам технической эксплуатации и согласно правилам оптового рынка. Если поступает диспетчерская команда отключить тот или иной энергоблок, то любой производитель обязан его отключить.

Теперь представьте себе, что все это передается в состав одной компании, в которой присутствуют не только государственные интересы, но и корпоративные, и эта компания начинает работать в пользу своих коллективов».

Идея передачи энергетической инфраструктуры в собственность отдельно взятого субъекта рынка вызвала возражения со стороны Министерства топлива и энергетики, которое на то время возглавлял Сергей Тулуб. Против идеи выступил и бывший на то время заместителем министра топлива и энергетики Алексей Шеберстов, а также ряд отраслевых экспертов.

Противники объединения НАК «ЭКУ» и «Укрэнерго» утверждали, что нельзя передавать инфраструктуру энергорынка в виде диспетчерского центра и магистральных ЛЭП в распоряжение отдельно взятому акционерному обществу. По их мнениям, проект таил в себе теоретическую угрозу искусственного ограничения доступа к сети для других производителей электричества, кроме НАК «ЭКУ». К примеру для того же «Энергоатома». Нетрудно предположить, что, получив в распоряжение диспетчерский центр, представители энергохолдинга сделали бы все возможное для преимущественной загрузки энергоблоков собственных ТЭС.

После долгих препирательств и дискуссий в президентский указ были внесены соответствующие изменения, в результате которых НАК «ЭКУ» родилась на свет в усеченном виде энергохолдинга. Компании были переданы госактивы энергопредприятий, часть ТЭЦ, а также госкомпанию «Укринтерэнерго», экспортирующую электричество в Европу. НЭК «Укрэнерго» при этом продолжила самостоятельное существование.

Тем не менее кучмистская идея монополизации диспетчерского центра и магистральных ЛЭП государственной акционерной компанией в лице НАК «ЭКУ» не умерла. Похоже, что указ Кучмы о создании энергохолдинга в своем первоначальном варианте имеет шансы оказаться реализованным правительством Юлии Тимошенко.

По крайней мере в настоящее время рассматривается целесообразность объединения двух госкомпаний, что вызывает определенные опасения у представителей негосударственных энергопредприятий, которые боятся дальнейшего усиления государственного монополиста на рынке.

Согласно комментариям представителей «частного сектора», в этом году НАК «ЭКУ» удалось установить монопольное влияние на работу Совета ОРЭ.

Среди директоров Совета энергорынка большинство мест принадлежат руководителям предприятий энергохолдинга, что позволяет Кабмину и Минтопэнерго проводить через решения Совета непопулярные решения. Как, например, включение в состав тарифов на электроэнергию генкомпаний невыплаченных государству дивидендов за 1999-2004 годы. Директора Совета восемью голосами «за» поддержали данную правительственную инициативу и порекомендовали НКРЭ включить дивиденды в цену тока, что вылилось в незначительное повышение оптовой цены киловатт-часа.

По мнению независимых экспертов, деятельностью НАК «ЭКУ» на энергорынке впору поинтересоваться Антимонопольному комитету. Так, по утверждению одного из экспертов, руководители энергопредприятий НАК «ЭКУ», являющиеся директорами Совета ОРЭ, координируют свои действия перед ежемесячными заседаниями представительского органа.

В целом большинство опрошенных «Ведомостями» реципиентов выражают уверенность, что деятельность энергохолдинга может принести определенные выгоды для отрасли в плане наведения элементарного порядка в работе государственных облэнерго, реструктуризации долгов энергокомпаний или активизации экспортной политики.

Тем не менее эксперты, которые не работают в государственных энергокомпаниях склонны считать, что основная миссия холдинга должна все-таки заключаться именно в подготовке энергопредприятий к приватизации.

По мнению представителей инвестиционных компаний, продолжительное существование НАК «ЭКУ» нецелесообразно, так как энергохолдинг рискует со временем превратиться в рудиментарную структуру, которая будет подавлять экономическую мотивацию энергокомпаний и сконцентрируется на собственном самосохранении. В этом случае энергохолдинг может оказаться заградительным барьером для дальнейших структурных преобразований в отрасли, а также для притока в нее современных управленческих ноу-хау.

Непонятные перспективы ожидают электроэнергетику и в случае включения в состав НАК «ЭКУ» «Укрэнерго». Возникает много вопросов: почему в состав НАКа, а не, к примеру, «Энергоатома»? И как передавать диспетчерский центр в состав структуры, активы которой рано или поздно уйдут под приватизацию? Или почему бы правительству не пойти немного иным путем, а именно: вывести из состава НАКа внешнеэкономического агента «Укринтерэнерго», осуществляющего экспорт, и ввести его в состав НЭК «Укрэнерго». С тем, чтобы на базе «Укрэнерго» и сформировать национальную энергокомпанию, которая сможет позиционировать себя игроком на международном рынке.

Экс-министр топлива и энергетики Сергей Тулуба о нецелесообразности включения НЭК «Укрэнерго» в состав НАК «ЭКУ» (из интервью «Ведомостям» в июне 2004 года:

«К этому вопросу нужно еще подойти с точки зрения государственной безопасности, а также обеспечения равноправного доступа всех субъектов рынка к энергосистеме. Учитывая, что государственное предприятие НЭК «Укрэнерго» управляет инфраструктурой всей объединенной энергосистемы Украины и самого оптового рынка, нельзя его включать в состав никакой отдельно взятой компании. Тем более компании, которая является акционерным обществом. Если передать «Укрэнерго» в состав НАК «ЭКУ», мы получим монопольную структуру в энергорынке и тогда мы уйдем от возможности свободной конкуренции, от возможности свободного доступа иных производителей к сетям.

НЭК «Укрэнерго» объединяет восемь энергосистем. Команды диспетчеров обязательны для исполнения всеми участниками энергосистемы согласно правилам технической эксплуатации и согласно правилам оптового рынка. Если поступает диспетчерская команда отключить тот или иной энергоблок, то любой производитель обязан его отключить.

Теперь представьте себе, что все это передается в состав одной компании, в которой присутствуют не только государственные интересы, но и корпоративные, и эта компания начинает работать в пользу своих коллективов».

НОВОСТИ / Энергетика