18 февраля 2019 11:48

Коммунальные с шармом Привоза

Коммунальные с шармом Привоза

Допустим, вы — руководитель предприятия. Заинтересованы ли вы в своевременности и правильности зачисления средств клиентов на ваш счет?

А если ваше предприятие коммунальное? А если вы — мэр крупного города и не просто города, а столицы Украины, и у вас в подчинении много таких предприятий? Разумеется, да! Несомненно! Вопрос ведь риторический...

Каждый бухгалтер, да и обычный гражданин, хоть раз в жизни плативший через банк, знает, что для совершения платежа нужно иметь не только деньги, но и реквизиты их получателя. К ним относятся: название и идентификационный код, МФО банка, в котором открыт счет получателя, и, наконец, собственно счет. Если ошибиться в любом из этих реквизитов, то деньги либо не будут перечислены, либо зависнут на некоторое время "до выяснения". Это — микроликбез, так сказать, подготовка к повествованию.

А теперь давайте рассмотрим документ, который получают для оплаты все киевляне. Официально он называется "рахунок-повідомлення", в просторечии — коммунальная платежка.

Документ этот собирательный, в нем по воле истории и КГГА собраны пять (!) видов услуг, оплачиваемых разным и не связанным между собой организациям. Три из этих организаций — "Киевкоммунсервис" (одна услуга), "Киевводоканал" (вторая услуга) и "Киевтеплоэнерго" (третья и четвертая услуги) — обозначены в нижней части счета. Реквизиты по ним в наличии, относишь платежку в любой банк, оплачиваешь комиссию и отправляешь деньги.

А вот дальше — стоп! Несмотря на то, что в отдельной строке счета "Утримання будинків та прибудинкових територій" (УБПТ) исполнителем пятой услуги числится некое КП "Керуюча компанія N-го району", ее реквизиты в нижней части счета отсутствуют.

На первый взгляд, нонсенс! Такое же коммунальное предприятие, та же платежная система страны, те же средства киевлян в счет предоставленной услуги. Собственно, почему так? Может быть, нерадивый составитель счета ошибся и забыл по недосмотру? Тогда бухгалтер фирмы-получателя не может не заметить аномальное отсутствие поступлений, забить тревогу и срочно исправить счет, разве не так? Ан, нет! Реквизитов для оплаты этих самых УБПТ в счетах киевлян нет практически два года!

Здесь нужно сделать еще одно пояснение. Способов оплатить коммунальные услуги может быть несколько. Самый простой — через отделение Ощадбанка. Тогда отсутствующие реквизиты — внутренний вопрос банка, клиенту об этом думать нечего. Второй способ — оплатить услуги электронной картой через платежный терминал. В этом случае тоже думать нечего, — аппарат считает штрих-код и сам разберется, куда и что перечислить. Третий и самый классический способ — обратиться в банк или оплатить со своего счета, о чем мы уже говорили. Все способы равны между собой и должны достигать одного и того же результата. И, что принципиально важно, перечислять деньги на одного и того же "правильного"  получателя с одними и теми же реквизитами. Это значит, что в глубине платежных систем они должны присутствовать, чудес ведь не бывает! Оказалось, что это только в теории.

Традиционно я (как и подавляющее большинство киевлян) пользовался услугами отделений Ощадбанка. Но когда в моем управлении по воле случая оказались коммунальные по трем разным квартирам, и стояние в очередях стало невыносимым, пришлось всерьез задуматься об автоматизации. После анализа возможностей пошел по классическому пути: открыл специальный счет в банке, установил интернет-приложение и приготовился платить по-европейски, не выходя из дома.

Вот тут-то и понадобились отсутствующие в счетах реквизиты "Керуючої компанії"! Обратился в ближайший ЖЭК, и девочка-бухгалтер переписала их от руки из каких-то своих документов. Получателем услуги УБПТ оказалось киевское коммунальное предприятие "ГІОЦ", что расшифровывается как "Головний інформаційно-обчислювальний центр". Ну, "ГІОЦ", так "ГІОЦ", тем более что это название помнилось с очень давних, как бы еще не советских времен...

Прошел год. Я исправно платил, платежи по "отсутствующим" реквизитам исправно зачислялись, что, тем не менее, не мешало думать о ситуации...

Наступил январь 2019 г. Как обычно, выполнив по накатанному шаблону операции за декабрь, я обнаружил, что платежи, отправленные в адрес КП "ГІОЦ", почему-то возвращены на мой счет с пометкой "помилково перераховані". Это могло случиться либо из-за моей ошибки либо при изменении реквизитов. Проверил — ошибки не было. Но ведь и об изменении реквизитов, по здравой логике, должны были объявить заранее! Ничего себе, сотни миллионов гривен киевской громады не могут ведь просто так повиснуть в воздухе, кто-то же об этом должен думать?!

Кинулся на сайт "Центру комунальних послуг", — тишина, нет ни новых, ни старых реквизитов, ни объявления о их замене. На сайт "Керуючої компанії Святошинського району" — аналогично. Позвонил на "горячую линию" 1551, вызвал недоумение таким вопросом, оставил заявку, по которой никто до сих пор не ответил. Наконец позвонил на "горячую линию" 247-40-40 "Центру коммунальних послуг" КГГА — организации, которая первой должна была знать о предстоящем изменении реквизитов.

И вот тут началось! Их ответ связал между собой и двухлетнее отсутствие реквизитов в платежках, и отсутствие новых реквизитов. "Зараз буде змінюватись отримувач комунальних, замість КП "ГІОЦ" буде працювати одеська фірма "ГЕРЦ", — сообщила девушка-оператор. "Одеська? Я ж дзвоню з Києва!" — "Так, одеська. У них є сайт — GERC.UA, зайдіть на нього, можливо, там знайдете нові реквізити!".

Не успев прийти в себя от идиотизма исполнителей, забывших сообщить о предстоящей смене получателя коммунальных средств, захожу на указанный сайт. Реквизитов нет и в помине, ни новых, ни старых. Фирма действительно одесская, в Киеве напрямую не представлена, центров обслуживания клиентов нет. Телефон "горячей линии" отсутствует. В числе услуг — расчеты платежными картами, о киевских коммунальных упоминание вскользь, мол, да, принимаем. И точка. Более чем странно...

Задаю целевой поиск по тегу "Герц, Коммунальные, Киев, КМДА", который с разными вариациями может повторить любой желающий. И вижу потрясающий результат!..

Если кратко, то "Городской единый расчетный центр" ("ГЕРЦ") — детище одесской мэрии времен мэра Р.Боделана. Программное обеспечение с российскими корнями... Коррупционная "мыльная опера"?.. Попытка монополизировать расчеты в разных регионах, в том числе "подсадить" под себя "электронный билет" в городском транспорте?.. Первые упоминания об этой фирме в киевском контексте начинают появляться примерно два года назад — именно тогда, когда из платежек исчезли реквизиты киевского КП "ГІОЦ". Стоп, а не это ли является причиной их исчезновения? Неужели киевское коммунальное предприятие собираются заменить одесским (!), да с такой чудной репутацией, да так давно?!

Не веря результату, пытаюсь изучить ситуацию. Сейчас — середина февраля. Если действительно эта фирма заменяет "ГІОЦ", то новые реквизиты, пусть даже в "секретном" режиме, уже должны быть у тех, кто такие платежи обрабатывает! Где? Да в первую очередь в Ощадбанке! Иду в ближайшее отделение — Киев, ул. Депутатская, 30.

Диалог с оператором:

— Ви обробляєте такі квитанції?

— Так.

— Будь ласка, допоможіть знайти реквізити, куди перерахувати гроші за утримання прибудинкових територій — оцей перший рядок у платіжці!

— Навряд чи допоможемо. Ми не бачимо цих реквізитів.

— А як тоді платите?

— У нас стоїть спеціалізований термінал, який переводить гроші по штрих-коду або вашому абонентському номеру, в роздруківці ми бачимо лише назву — "ГЕРЦ" (!).

— Чому "ГЕРЦ"? Раніше ж був "ГІОЦ"? А його рахунок, код ЄДРПОУ, МФО банку-отримувача?

— Я не можу вам пояснити. Можете ще спробувати через термінал "Привату", — він друкує більше реквізитів.

Из этого следует много интересного. Слово "ГЕРЦ" прозвучало от работника банка, — я умышленно не произносил его первым. Платят, но не знают, куда. Если верить оператору, то коммунальные деньги проходят через терминал закрытого типа, который вещь в себе. Как бывший начальник управления автоматизации банка, я очень сомневаюсь в ее полной искренности. Либо же с тех пор много воды утекло, и я отстал от жизни, в которой (оказывается!), кроме системы платежей НБУ, существует еще нечто закрытое... Вопрос!

Дальше иду за разъяснениями в ближайший "Центр комунального сервісу" КГГА по адресу Киев, ул. Вернадского, 63-А.

Диалог с девочкой на ресепшене:

— Добрий день! Мої платежі за старими реквізитами повернулися, я хотів би отримати нові реквізити.

— А з чого ви взяли, що є нові реквізити?

— Мені про це повідомили по вашій "гарячій лінії" 247-40-40.

— Зачекайте, спитаю у начальника.

Уходит, возвращается через пять минут с пустым бланком заявления.

— Заповніть заяву, у встановлений термін ми надамо вам відповідь.

— Яку заяву, яку відповідь? Мені терміново потрібно платити!

— Нічим не можу допомогти!

Впечатление, что речь идет не о коммунальном предприятии, а о сверхсекретном объекте. Тут же без приглашения захожу в кабинет начальницы.

— Чому не надаєте реквізити?

— Платіть через "Ощад" чи "Приват" — це швидко і зручно.

— Я плачу з власного рахунка, мої платіжки за грудень, зроблені в січні, повернулися. Це можлива втрата субсидії.

— Нічим не допоможу.

Продолжаю настаивать:

— Хто отримувач цих коштів — КП "ГІОЦ"?

— "ГЕРЦ".

— Хто це?

— Отримаєте нові платіжки — побачите.

Диалог закончился.

Попытаемся спокойно разложить по полочкам результаты.

Итак:

а) предстоящая замена киевского КП "ГІОЦ" на одесский "ГЕРЦ" подтверждена трижды разными исполнителями. На фоне секретности и при до сих пор отсутствующих реквизитах. Даже у тех служб, которые должны получить их первыми и обеспечить корректную процедуру перехода;

б) фирма с более чем сомнительной репутацией, по крайней мере, в интернет-пространстве. Это не приговор, но дополнительный штрих к оценке выбора, разумеется, если таковой вообще происходил;

в) контактные данные, реквизиты, телефон "горячей линии" и центры обслуживания "ГЕРЦ" в Киеве отсутствуют, отсутствует также инфраструктура обслуживания платежей, то есть физически такая фирма не может корректно предоставлять законченную услугу;

г) судя по информации в Интернете, "ГЕРЦ" претендует на роль финансовой "прокладки" между плательщиками и коммунальными предприятиями Киева. Финансовый кусок вполне лакомый. Если допустить, что в Киеве прописано до 4 млн чел., то это примерно 1,3 млн семей, которые ежемесячно платят за услугу УБПТ до 400 млн грн, а в течение года — до 4,7 млрд. Безобидно придержав эти деньги на счету "прокладки" (кредитные ресурсы в любом банке!) и сняв заранее согласованные "комиссионные", можно очень неплохо заработать. Убедительный мотив? Вот только почему одесская фирма должна зарабатывать на средствах киевлян — это вопрос;

д) судя по информации на сайте GERC.UA, фирма специализируется на расчетах с помощью платежных карт и терминалов, трансакция в которых оплачивается клиентом. Тогда вполне логично, что классические банковские перечисления являются для них конкурирующими. Еще раз стоп, а как же тогда платят за коммунальные юридические лица — фирмы, предприятия? Еще один вопрос;

е) старые реквизиты КП "ГІОЦ" исчезли из платежек примерно два года назад, но до недавнего времени (декабрь 2018-го) банковские платежи по ним еще зачислялись. Это можно объяснить несколькими причинами. Либо реквизиты в платежках давали повод общественности задуматься о пути движения денег и стали опасными, либо сработало банальное желание отсечь конкуренцию со стороны банков, либо транзитных получателей оказалось несколько, и это тоже не хотелось "светить". Последнее особо любопытно в связи с подчеркнутой "специализацией" "ГЕРЦ" на терминальных расчетах: если так, то КП "ГІОЦ" дорабатывал с банковскими плательщиками, а "ГЕРЦ" монопольно подхватил расчеты через терминалы. Может быть, те самые, появившиеся в залах отделений "Ощада" год-два назад?

ж) на фоне заигрывания центральной власти с региональными "царьками" ("закроем глаза на многое в обмен на лояльность и поддержку на выборах") такой гешефт вполне можно допустить. Дальше вполне можем допустить и банальные схемы вокруг КГГА, и — получите нового оператора;

з) совершенно логично именно сейчас устаканить полную схему монополизации, — на носу выборы, действующая власть может смениться, оборвав сладкое "начинание". Поэтому фирма, не имеющая в Киеве ни контактных центров, ни "горячей линии", в следующих платежках срочно должна быть объявлена официально! Не об этом ли говорила чиновница: "Отримаєте платіжки — побачите"?

Разумеется, и изложенные факты, и попытка их логического осмысления не являются законченным доказательством коррупции. Но вопрос имеет право быть, и не просто быть, а быть заданным всем киевлянам, городским властям, СБУ, НАБУ, Антимонопольному комитету, НБУ, Минфину, Минсоцполитики: господа, постарайтесь объяснить общественности следующее:

1. Какова причина замены киевского коммунального предприятия "ГІОЦ" на одесскую фирму с очень странной репутацией?

2. Кто, как и где проводил выбор, тендеры, информировал общественность?

3. Кто несет ответственность за грубое нарушение формы счета на оплату услуг, которым является двухлетнее отсутствие реквизитов получателя коммунальных средств? Кто несет ответственность за вызванную этим дискриминацию "классических" банковских плательщиков и нарушение антимонопольного законодательства?

4. Каков объем платежей, недополученных "керуючими компаніями" Киева в январе по причине "тайной" замены оператора? Какой в них объем платежей от субсидиантов, попавших в группу риска? Ведь формальная двухмесячная недоплата = потере субсидии. Как пострадавшим киевским субсидиантам не потерять субсидии?

5. Какой комиссионный тариф заложен в услуги "ГЕРЦ"? И какой — в услуги КП "ГІОЦ"? Кто оплачивает стоимость трансакций в терминальной сети?

6. По счетам каких транзитных субъектов перемещались средства плательщиков на пути к районным "керуючим компаніям" за последние два года — в разрезе способов оплаты (через терминалы отделений Ощадбанка, терминалы платежных карт, классическая банковская оплата), хронологии задержек и региональной принадлежности обслуживающих банков?

7. Каковы функции и, по большому счету, дальнейшая судьба КП "ГІОЦ", существовавшего до сих пор на деньги киевской громады? Если это предприятие действительно не справлялось с возложенными на него задачами и подлежало замене, то кто это допустил?

8. Кто сертифицировал программное обеспечение фирмы "ГЕРЦ", с особой оговоркой на российский след в его истории? В каком регионе (стране) располагаются серверы этой компании? Где и как обрабатываются персональные данные миллионов киевлян? Какова уязвимость всего этого в условиях гибридной войны?

Такие вот нериторические вопросы.

В завершение очень хочу подчеркнуть, что вовсе не отношусь предвзято к мэрии и КГГА. Помните известный каламбур: "Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая!". Вот скажите, ну чем история с "ГЕРЦ" отличается, например, от истории с фирмой-"прокладкой", монополизировавшей в Киеве эвакуацию неправильно припаркованных авто? Найдете хотя бы пять отличий?

Автор
Зеркало Недели
Источник
НОВОСТИ / Энергетика