20 октября 2006 15:26

Малые гидроэлектростанции позеленеют

Верховная Рада собирается отменить запрет на приватизацию МГЭС, чтобы привлечь частный капитал для восстановления старых и строительства новых станций

17 октября депутаты приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования развития малой гидроэнергетики". Если этот документ будет принят в последнем чтении, малые гидроэлектростанции (МГЭС) исчезнут из перечня предприятий, которые не подлежат приватизации.

Проект закона предусматривает введение преференции, стимулирующей деятельность малых ГЭС что, по мнению экспертов, может повысить их инвестиционную привлекательность. Стимул заключается во введении обязательной закупки оптовым рынком электроэнергии (ОРЭ) произведенного на МГЭС электричества (не зависимо от объема) по прогнозируемой оптовой цене. Это значит, что производимая ими электроэнергия будет востребована всегда, даже в том случае, если электростанции не будут обеспечена прямыми договорами с потребителями или областными энергоснабжающими компаниями.

Как известно, сегодня в Украине действуют около 50 малых ГЭС, суммарная мощность которых составляет приблизительно 100 МВт (для сравнения – это меньше мощности одного энергоблока ТЭС). Среднегодовая выработка электроэнергии действующих МГЭС составляет 300-400 млн. кВт/ч. Около сотни электростанций, проектной мощностью 21,5 МВт, еще подлежат восстановлению.

В использовании энергии воды малых рек выгода очевидна. Из-за отсутствия топливной составляющей такая энергия является дешевой. По оценкам специалистов, МГЭС могли бы обеспечить дешевой электроэнергией как минимум половину всех потребителей страны. В частности, за счет рек можно полностью обеспечить электричеством Черновицкую и Закарпатскую области.

Кроме этого, такая электроэнергия является экологически чистой. Если учесть, что в позапрошлом году Украина ратифицировала Киотский протокол, который предусматривает куплю-продажу между странами квот на выброс парниковых газов, то при увеличении доли МГЭС в балансе производства отечественной электроэнергии можно будет свести до минимума долю загрязняющих экологию тепловых электростанций. В связи с этим у государства появится шанс заработать на продаже этих квот немалые деньги.

Пик развития украинской малой гидроэнергетики приходится на семидесятые годы прошлого века, когда в стране действовало около тысячи МГЭС. Однако, благодаря дешевизне (в то время) и монополизму традиционной энергетики, малые ГЭС были слабыми конкурентами, и в связи с этим их количество стало значительно сокращаться

Сейчас же в связи с существенным мировым подорожанием абсолютно всех видов ископаемого топлива страны с развитой экономикой особое внимание уделяют получению энергии из возобновляемых источников, в том числе и малой гидроэнергетике.

Похоже, что и украинские чиновники начинают изыскивать пути “поднятия на ноги” отечественных МГЭС, многие плотины которых уже давно находятся в аварийном состоянии и представляют собой реальную угрозу для населенных пунктов, находящихся ниже по течению рек.

По мнению президента ООО “Энергоинвест” (частная компания, занимающаяся восстановлением, реконструкцией и эксплуатацией ГЭС на малых реках) Владимира Житника, малая гидроэнергетика может быть привлекательной для как частного отечественного капитала, так и зарубежных инвестиций, но для этого государству необходимо создать условия, которые будут способствовать ее развитию.

Эксперт отметил, что инвестированием в малую гидроэнергетику уже сегодня интересуются Польша, Чехия, Австрия. Больше всего это касается Закарпатья, где потенциал малых рек является наибольшим. Инвесторы ждут одного – создания в Украине преференций для развития “зеленой” энергетики.

“При нынешних условиях (учитывая целевую надбавку к тарифу малых ГЭС, ценовую политику государства, цену транзита э/э от ГЭС до потребителя и др.) на один кВт установленной мощности малой ГЭС необходимо вложить 1300 долларов США инвестиций. Срок их окупаемости составляет от 7 до 12 лет. Как видите, особо инвестиционно привлекательными малые ГЭС сегодня не назовешь”, – отметил Житник.

Эксперт считает, что предусмотренная законопроектом преференция в некоторой мере будет стимулом для работы МГЭС. Однако, по его мнению, для того, чтоб объекты малой гидроэнергетики действительно были интересны для вложения капитала, государству необходимо ввести понятие “зеленого” тарифа. Это тариф на электроэнергию, полученную из возобновляемых источников, стоимость которой должна быть на порядок выше стоимости традиционной электроэнергии.

Как известно, в западноевропейских странах деятельность МГЭС стимулируется на государственном уровне. В таких странах, как Австрия, Дания, Польша, Чехия, Германия, “зеленая” электроэнергия стоит вдвое дороже, чем самая дорогая из традиционных – тепловая, поэтому там малые ГЭС работают со значительной прибылью. В Украине же ситуация совсем другая. Наша малая гидроэнергетика вынуждена конкурировать с традиционной. И чтобы она была востребованной, ее тарифы приходится не повышать, а наоборот понижать.

Однако стоит отметить, что даже при отсутствии (пока, во всяком случае) в отечественной электроэнергетике понятия “зеленого” тарифа, принятие упомянутого закона должно повысить инвестиционную привлекательность малой гидроэнергетики по двум причинам.

Во-первых, инвестор будет избавлен от необходимости поиска и привлечения потребителя. “Найти потребителя, обеспечить его всеми средствами учета и передачи электроэнергии… вы себе не представляете какая все это головная боль. Кроме этого, согласно Правилам пользования электрической энергией, работая напрямую с потребителями, мы вынуждены дополнительно вырабатывать около 20% от законтрактованного объема электроэнергии. Примерно столько составляют потери в сетях при ее транзите. То есть 20% мы вырабатываем бесплатно. Продавая электричество с шин электростанции непосредственно в ОРЭ, потерь возникать не будет, и заработаем мы ровно столько, сколько произведем”, – отметил один из сотрудников “Энергоинвеста”.

Во-вторых, как известно, инвестиционная привлекательность любого проекта зависит от суммы вложенных денег и сроков его окупаемости. Если такой закон будет принят, то обязательным покупателем продукции МГЭС будет ОРЭ. Исходя из этого, следует вывод, что вероятность привлечения частного капитала в малую гидроэнергетику будет напрямую зависеть от цены электроэнергии, которая будет формироваться на оптовом рынке, а она в последнее время уверенно растет, что, как отмечают эксперты, будет продолжаться и дальше. Это значит, что с ростом цены электричества на оптовом рынке, будут возрастать доходы малых ГЭС, сокращаться сроки окупаемости вложенных в них инвестиций и, соответственно, в целом возрастет их инвестиционная привлекательность.

НОВОСТИ / Энергетика