06 ноября 2006 15:29

Почему Украина не готова к евроинтеграции

Чтобы пустить Украину в UCTE, Европа должна убедиться в безопасности украинской ядерной энергетики, которую пока Киев в полной мере гарантировать не может

27 октября в Хельсинки (Финляндия) проходил ХХ саммит “Украина – ЕС”, на котором особое внимание стороны уделяли вопросам углубления энергетического сотрудничества. В частности, одним из обсуждаемых был вопрос возможности интеграции Украины в объединенную европейскую энергосистему UCTE (Union for the Coordination of Transmission of Electricity). Представители Евросоюза отметили, что такое объединение возможно лишь при условии соответствия украинской атомной энергетики критериям безопасности, действующим в Европе. Похоже, что на данный момент Украина не совсем готова к членству в UCTE.

Как заявил глава Представительства Еврокомиссии в Украине Иен Боуг, возможность присоединения Украины к UCTE зависит от ее способности обеспечить безопасность в сфере ядерной энергетики.

"Все зависит от того, будет ли ядерная энергетическая безопасность в Украине отвечать стандартам, которые приняты в ЕС", - сказал Боуг.

Напомним, что в конце 2005 года был подписан "Меморандум между Украиной и Европейским Союзом о понимании относительно сотрудничества в энергетической отрасли". Цель меморандума – постепенная интеграция Украины в ЕС и, в частности, работа в единой энергетической системе. Несколько разделов этого документа касаются вопросов безопасности эксплуатации атомных электростанций. То есть, для того, чтобы быть полноправным партнером на европейском энергетическом рынке, Киев должен доказать, что украинские атомные блоки безопасны и надежны в эксплуатации.

Как известно, на сегодняшний день в Украине работают четыре атомных электростанции, которые вырабатывают больше половины от общего объема производимой в стране электроэнергии. На четырех АЭС эксплуатируется 15 атомных энергоблоков (2 с типом реатора ВВЕР 440 и 13 – ВВЕР 1000), первый из которых был запущен в работу в конце 1980 года и два последних – во второй половине 2004-го. По количеству ядерных генерирующих мощностей и по их суммарной мощности Украина занимает 3-е место в Европе.

Следует отметить, что обеспечение энергетической ядерной безопасности государства подразумевает под собой решение целого комплекса различного рода вопросов. Само собой разумеется, что одним из них является вопрос надежности непосредственно самих энергоблоков.

Как утверждают украинские специалисты атомной энергетики, отечественные энергоблоки полностью соответствуют ныне существующим критериям безопасности. “Мы утверждаем, что наши энергоблоки сегодня соответствуют уровню ядерной безопасности для реакторов этого поколения. Мы имеем лицензии нашего регулирующего органа, который работает не только по нормам и правилам, существующим в Украине, а еще руководствуется стандартами МАГАТЭ и Евросоюза”, - сообщила “Экономике” начальник департамента ядерной энергетики и атомной промышленности Минтопэнерго Наталья Шумкова.

Эксперт отметила, что в соответствии с меморандумом, украинской стороной подготовлен отчет о тех мероприятиях по ядерной безопасности, которые были выполнены на отечественных АЭС. На недавнем саммите этот отчет был передан Еврокомиссии. Теперь эксперты ЕС должны будут сделать вывод о степени их достаточности. “Это солидные труды, содержащие около 600 страниц по каждому из энергоблоков наших АЭС. Но из этого не следует, что все это время наши АЭС представляли собой опасность. Проекты строительства наших блоков были отлицензированы и соответствовали критериям безопасности, однако все время появляются новые требования, ужесточающие параметры эксплуатации атомных энергоблоков. Это происходит не только у нас”, - подчеркнула Шумкова.

Однако кроме технических критериев безопасности, существует ряд важных вопросов, не имеющих прямого отношения к атомным реакторам, но от их решения также зависит уровень ядерной безопасности. Речь идет о страховании ответственности операторов ядерных установок, создании фонда для финансирования мероприятий по снятию АЭС с эксплуатации и фонда обращения с радиоактивными отходами (РАО). Что касается решения этих вопросов, то тут у нас имеются некоторые проблемы.

Решенным полностью можно назвать лишь один вопрос – страхование ядерного ущерба. В сентябре 2003 года в Украине был создан ядерный страховой пул, объединяющий 22 страховые компании, которые берут на себя обязательство возмещать возможный ущерб от аварий атомных электростанциях.

Лишь частично решенным является вопрос создания фонда снятия АЭС с эксплуатации. Как сообщил “Экономике” Директор государственного научно-инженерного центра систем контроля и аварийного реагирования Людвиг Литвинский, сам фонд создан, но механизм его накопления не работает. “Здесь де-юре все оформлено: существует соответствующий закон - “Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности” и пакет подзаконных актов. В тариф соответствующие расходы вносились, начиная с 2005 года. Однако де-факто законами “о бюджете” 2005 и 2006 годов эти средства изымались в специальный фонд госбюджета и механизм их возврата пока что нигде не прописан. С точки зрения наших европейских партнеров это проблема. Они о ней знают, и все время напоминают” – отметил эксперт.

Отметим, что источником наполнения этого фонда является надбавка к тарифу НАЭК “Энергоатом”, благодаря которой за год в нем должно аккумулироваться 283 млн. гривен.

“Фонд снятия с эксплуатации у нас создан, но, к сожалению, фактического наполнения его не происходит. Законами о бюджете на 2005 и 2006 года, а также в проекте бюджета на 2007-й накопления этих средств не предусмотрено. В 2005 году эти деньги пошли на содержание ЧАЭС. Я считаю, это не корректно, поскольку получается, что деньги одного хозяйствующего субъекта, включенные в его тариф, уходят на содержание другого хозяйствующего субъекта”, - считает Шумкова. Она также отметила, что согласно законодательству, ЧАЭС должна содержаться исключительно за счет госбюджета.

Что касается фонда обращения с РАО, то стоит отметить, что тут законодательная база практически отсутствует. Его существование определено законом “Об обращении с радиоактивными отходами”, но закона о самом фонде в Украине нет. Было несколько попыток принять закон о Фонде РАО, однако по состоянию на конец текущего года этого не произошло. Законопроект несколько раз проходил согласования в министерствах и ведомствах, однако поскольку у нас руководители ведомств меняются достаточно часто и в связи с этим меняются требования к этому документу. “Тот законопроект, который был согласован с Минтопэнерго в феврале месяце, сейчас претерпел значительные изменения и в новом виде к нам на согласование пока не поступал” – отметила представитель Минтопа.

Ответственность за разработку этого закона возлагается на МЧС, поскольку это ведомство уполномочено принимать РАО и производить их конечное захоронение. При комитете ВР по вопросам ядерной безопасности создана рабочая группа, которая сейчас занимается вопросами доработки и продвижения принятия этого закона.

Очевидно, что в объединении своих энергосистем заинтересована как Украина, так и страны Евросоюза. Пустив Украину в UCTE, Европа обеспечит себя дополнительными генерирующими мощностями, причем в немалых объемах. Для Киева членство в европейской энергосистеме будет означать более высокое качество электричества внутри страны, а также возможность задействовать невостребованные на внутреннем рынке мощности. Однако, для того, чтобы быть готовым к такому объединению необходимо решить немало как технических, так и организационных вопросов, некоторые из которых были упомянуты.

Напомним, что на данный момент консорциум международных компаний, состоящий из Transtebel (Бельгия), Sweco (Швеция), TERN (Италия) и CESI (Италия), проводит оценку украинской энергосистемы на предмет ее соответствия стандартам UCTE. Данная работа проводится в рамках проекта технической помощи Европейского Союза "Помощь Украине в постепенном присоединении к трансъевропейским электроэнергетическим сетям".

НОВОСТИ / Энергетика