04 января 2008 12:59

Вид на Украину из Давоса

Вид на Украину из Давоса

Реформа институций гражданского общества и корпоративного управления должна быть в числе первоочередных приоритетов украинских политиков — таково мнение Всемирного экономического форума


Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum) существует уже почти сорок лет. Раз в год первые лица крупнейших компаний, лидеры влиятельных стран, главы общественных организаций на несколько дней откладывают все дела и отправляются в заснеженную деревушку Давос в Швейцарских Альпах, чтобы обсудить глобальные проблемы. Во главу угла поставлена эффективность коммуникаций. Встречи проходят в неформальной обстановке: можно запросто выпить кофе с Ричардом Брэнсоном или перекинуться парой слов с братом Джорджа Буша. В Давосе присутствуют более шестисот журналистов, а со следующего года форум станет еще более открытым: шанс пообщаться с самыми влиятельными людьми планеты появится у любого пользователя интернет-сервиса YouTube. Тем более что в январе 2008-го ежегодная встреча членов ВЭФ будет посвящена инновациям, совместно разработанным специалистами разных стран. О том, как наладить эффективную коммуникацию между обществом, властью и бизнесом, о глобальных конкурентных преимуществах и слабых сторонах Украины корреспондент «Эксперта» беседовала со старшим экономистом ВЭФ Маргаретой Джениек Хануз.

— Раньше встречи в Давосе проходили без прессы, в закрытом, камерном режиме. В последнее время их по аналогии с кинофестивалями все чаще называют «красной ковровой дорожкой» для глобального бизнеса и политики. Более того, в этих встречах участвуют голливудские звезды. Не превратился ли Давос в эдакую ярмарку тщеславия, не утратил ли при этом серьезного влияния на реальную политику? «Поучаствовав в видеоконференции, можно понять, насколько этот способ общения еще несовершенен. Любая современная технология — всего лишь дополнение к личному контакту»


— Не думаю. И суть форума не изменилась. Действительно, в позапрошлом году в давосской встрече участвовала кинозвезда Анджелина Джоли, но на прошлогоднем собрании представителей шоу-бизнеса не было.

— А как же Боно?

— Он был. Но все приглашенные артисты, художники, музыканты присутствуют в Давосе не из-за своей популярности, и не для того, чтобы привлечь к событию дополнительное внимание, а только потому, что их деятельность по улучшению ситуации в мире совпадает с концепцией форума. Боно уделяет очень много внимания проблемам Африканского континента. Он довольно долго сотрудничает со многими международными организациями и прикладывает усилия, чтобы улучшить жизнь других людей. И Анджелина Джоли в прошлом году присутствовала исключительно в качестве посла доброй воли ООН.

— Для многих бизнесменов главная ценность форума состоит в возможности личной встречи с труднодоступными в обычной обстановке людьми…

— Это ключевой для форума момент, часть его концепции. Все встречи проходят в неформальной обстановке. Это сделано для устранения коммуникационных барьеров и препятствий на пути эффективного общения. Мы всячески стараемся уйти от лишней формализации.

— Почему в эпоху новых технологий (видеоконференций, интернеттелефонии) все равно сохраняется потребность в личном контакте, особенно для тех, кто принимает решения, влияющие на весь мир?

— Поучаствовав в видеоконференции, можно понять, насколько этот способ общения еще несовершенен. Любая современная технология — всего лишь дополнение к личному контакту. Он является важнейшей частью события: все находятся в одном месте, с легкостью можно пообщаться на любую тему и правильно истолковать позицию собеседника. Между людьми может возникнуть спонтанная взаимная симпатия, которая перерастет во взаимопонимание. Таким образом в Давосе разрешались многие недоразумения. Взять хотя бы историческое рукопожатие лидеров Израиля и Палестины, которое символизировало переход от боевых действий к мирным переговорам.
Украина по версии Всемирного экономического форума находится на второй из пяти ступеней развития

— На прошлогоднем форуме исполнительный директор одной из структур ВЭФ, Center for Global Agenda, в сердцах сказал, что между обсуждаемыми в Давосе вопросами и реальными проблемами существует огромная пропасть. Так ли это?

— Я не вижу здесь отрыва от реальности. Наоборот, темы, которые будут рассматриваться в Давосе, определяются заранее в процессе общения со всеми членами ВЭФ, а также с экспертами в отдельных отраслях. Поэтому вопросы, обсуждаемые на общественных сессиях, уже прошли строгий отбор.

— Каким образом ВЭФ оценивает успешность ежегодной встречи?

— Конечно, в Давосе случаются резонансные события, но главный результат составляют не они, а список рекомендаций и план действий. Как раз этот список обычно не предаютширокой огласке. В течение года до следующей встречи сто пятьдесят-триста сотрудников форума (возможно, сейчас и больше — их число растет настолько динамично, что я не всегда успеваю за ним уследить) работают с бизнесменамичленами форума над внедрением рекомендаций, разработанных в Давосе.


— Помимо давосской встречи, в арсенале ВЭФ есть и другие инициативы — например, отчет о глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report). Как он может способствовать изменениям?

— Отчет о глобальной конкурентоспособности — это отдельный продукт, напрямую не связанный с ежегодной встречей в Давосе. Мы опрашиваем бизнес-лидеров из ста тридцати одной страны. На основе этих данных, подкрепленных статистикой, присваиваем стране рейтинг конкурентоспособности. Этот отчет дает аналитический инструментарий, достоверные оценки и объективные данные. Его преимущество в том, что он фокусирует внимание медиа, высокопоставленных политиков и представителей бизнеса на особенностях развития страны. Например, украинские бизнес-лидеры, исследователи и чиновники могут с его помощью сравнить позиции Украины с успехами других стран, найти сильные и слабые стороны и вплотную ими заняться. У рейтинга есть еще одна функция — он привлекает внимание к концепции конкурентоспособности, подчеркивает ее важность для роста экономики страны и благосостояния ее жителей.

— Даете ли вы в отчете рекомендации для принимающих решения чиновников и бизнесменов?

— Отчет не содержит наше суждение о том, что и как необходимо улучшить. Это выясняется в ходе открытой дискуссии внутри отдельной страны. Информация распространяется через СМИ, со временем в обществе возникает осознанная потребность в реформах и создается критическая масса, способная стимулировать изменения.

— В Украине традиция открытой дискуссии еще нарабатывается. На конференциях и круглых столах бизнес, власть и медиа только учатся слышать и понимать друг друга. Как стимулировать этот процесс?

— Есть только один рецепт: действие. Достичь открытой и продуктивной дискуссии можно, только инициируя и проводя ее. Безусловно, понадобится некоторое время, чтобы накопилась та самая критическая масса людей, которая видит позитивные стороны реформ.

— По каким показателям конкурентоспособности Украина имеет относительное преимущество?

— Их немало. Наши данные показывают, что Украина имеет очень сильные позиции в образовании (особенно в высшем, в меньшей степени — начальном), а также в инновационных разработках, в качестве научных исследований. При этом стоимость рабочей силы относительно низка. Это показывает сравнение вашей страны с государствами, имеющими похожий уровень достатка. Еще одним преимуществом является то, что Украина — это большая страна с выгодным географическим расположением. Соответственно, у вас очень емкий внутренний рынок и потенциально большой объем внешней торговли, что очень важно для поддержания экономического роста. Именно эти две сильные стороны (человеческий капитал и емкость рынка) способствовали экономическому росту в последнее время.
Индексы, оценивающие 12 «столпов конкурентоспособности»

— Вы говорите о большой емкости внутреннего рынка, и вместе с тем его эффективность получила низкие оценки. В чем именно заключается неэффективность украинского товарного рынка?

— Основная проблема — неразвитая конкуренция. Индекс учитывает конкуренцию на внутренних рынках (сто десятое место из ста тридцати одного) и свободу внешнеторговой деятельности (сто девятое), а также требовательность спроса. Зарубежным предприятиям не так легко войти на украинский рынок, поскольку существуют препятствия для импорта капитала, то есть прямых иностранных инвестиций. Регуляторная среда также воспринимается как недружественная, в основном потому, что иностранные предприятия сталкиваются с дискриминацией. Правда, следует отметить, что Украинадовольно открыта для товарного импорта.

Проблемы с конкуренцией среди игроков внутреннего рынка связаны с высоким уровнем концентрации и злоупотреблением монопольным положением. Да, в Украине действует ряд антимонопольных законов, но решения Антимонопольного комитета легко может пересмотреть правительство. Или же возникают проблемы с применением этих законов, поскольку суды далеко не всегда способны быстро и эффективно решить проблемные дела.

— Что еще ограничивает конкурентоспособность украинской экономики? «В Украине существует огромный дефицит доверия. Поэтому и этичность отношений между контрагентами в бизнессреде оставляет желать лучшего»


— Давайте еще раз посмотрим на индекс. Он построен таким образом, что отдельные его компоненты отражают ситуацию в разных сферах. И вместе с тем они взаимосвязаны, работают в комплексе, поэтому один проблемный сектор может затормозить рост всей страны. Тревогу вызывает слабость государственных и частных институций. Институции — это ткань экономики, и они влияют на все без исключения элементы конкурентоспособности. Без четко определенных прав собственности и корпоративного законодательства финансовые рынки не в состоянии эффективно сбалансировать сбережения и инвестиции. Без правильно функционирующих судов конкурентная среда не будет должным образом защищена. Из-за неэффективного администрирования бизнес несет дополнительные расходы. И еще один критически важный фактор — это, безусловно, макроэкономическая стабильность. Из всего вышеперечисленного становится ясно: реформа институций гражданского общества и корпоративного управления должна быть в числе первоочередных приоритетов украинских политиков.

— Да, другие рейтинги тоже указывают на это. Недавно Минфин заявил, что позиции Украины в рейтинге простоты ведения бизнеса, который считает Международная финансовая корпорация, искусственно занижены, в частности, по показателю уплаты налогов. Как проводилась оценка налогового бремени? Согласовываете ли вы свои методики оценки с украинскими госорганами?

— Для измерения налогового бремени мы использовали именно данные группы Всемирного банка. Во всех странах они были собраны экспертами в соответствии с единой методологией. Это критически важно для нашего индекса глобальной конкурентоспособности, который призван сравниватьстраны, опираясь на одни и те же критерии. Именно поэтому мы не согласовываем эти данные с подходами различных стран. Тем более что выводы Всемирного банка по Украине подтверждены отзывами бизнес-лидеров. Именно они оценили размер и влияние налогообложения как обременительное. Это и обеспечило Украине сто двадцать третье место в соответствующем рейтинге. А когда мы попросили респондентов назвать основные факторы, мешающие ведению бизнеса, налоговые ставки и налоговое регулирование вошли в первую пятерку.

— Почему настолько низки оценки устойчивости украинских банков (сто девятнадцатое место)? Ведь в нашем банковском секторе лидируют международные группы, что должно способствовать устойчивости.

— Это действительно очень низкая оценка, хотя она и улучшилась за последнее десятилетие. С 1997 года абсолютное значение этого индекса выросло с двух с половиной до четырех с половиной баллов, что отражает улучшение в банковском секторе во многом благодаря иностранным инвестициям. Все дело в том, что стабильность вашего банковского сектора не может обеспечивать большое количество некрупных банков с незначительной капитализацией.
Индекс глобальной конкурентоспособности, 2007/08

— Оценка этики украинского бизнеса и вовсе самая низкая из ста тридцати одной страны, в которых проводилось исследование. Почему так?

— Результат объективно отражает мнение делового сообщества. Мы попросили украинских лидеров бизнеса проранжировать этические аспекты по шкале от одного до семи согласно их видению бизнес-этики в Украине, и те, кто ответили на наши вопросы, придерживались мнения, что этика действительно находится на очень низком уровне. И, действительно, сто тридцать первое место в рейтинге — самое дно. Это тревожный знак.

— В чем корень этой проблемы?

— В том, что в Украине существует огромный дефицит доверия. Доверия людей друг к другу, к институтам, которые они представляют. Если в вашей стране настолько низкий уровень доверия населения к представителям деловой среды, то как можно говорить об этичности отношений между контрагентами в этой среде?

— Каким образом она может быть решена, особенно учитывая нередкие случаи рейдерства и угрозу реприватизации?

— На деловую этику невероятно трудно воздействовать. Построение доверия в какой бы то ни было области — процесс длительный и болезненный. Он требует не только времени и усилий, но и готовности к периодическим встряскам, ведь прочные отношения выстраиваются исключительно методом проб и ошибок. Чтобы повлиять на этику бизнеса, необходимо значительное улучшениестандартов корпоративного управления, построение прочных рыночных институтов. Это сделает бизнес более ответственным, управляемым, а, значит, этичным и достойным доверия. Сейчас индикаторы корпоративного управления в Украине на очень слабом уровне, миноритарные акционеры и общественность почти не контролируют бизнес-сектор.

— Если исходить из данных, которые дает вам индекс конкурентоспособности и его составляющие, в чем основное отличие ситуации в Украине по сравнению с другими странами СНГ?

— Общая тенденция такова: страны Восточной Европы, которые в 2004 году присоединились к ЕС, значительно улучшили свои показатели конкурентоспособности. Но для Польши это не так. Вступления в ЕС оказалось недостаточно, чтобы подняться выше в рейтинге. Зато Эстония или Словения теперь очевидно перешли в высшую лигу. Что касается Украины, то для нее последние три года рейтинг относительно стабилен. Просто в него были добавлены новые страны, которые в общем списке отодвинули ваше государство вниз.

У вашей экономики есть несколько сильных сторон, но имеется и огромное количество слабых. И последние проявляются как раз в базовых для развития экономики сферах. Данные ВЭФ показывают, что в украинской экономике существует большой клубок взаимосвязанных проблем, которые необходимо разрешить как можно скорее.

Теги:
Финансы
Автор
Эксперт
Источник
НОВОСТИ / Финансы