12 июня 2017 12:35

Миссия уехала — проблемы остались

Миссия уехала — проблемы остались

После десятидневного визита в Киев миссия МВФ во главе с Роном ван Роденом обнародовала официальное заявление о результатах оценки состояния украинской экономики и финансов и о продвижении реформ в рамках программы расширенного кредитования. Заявление традиционно было выдержанно в дипломатично-ободряющих тонах.

Однако на самом деле между строк в каждой фразе сквозит обеспокоенность специалистов Фонда по поводу медленного темпа продвижения реформ почти по всем направлениям программы. В частности, хотя в заявлении говорится о продолжении возобновления экономического роста, но констатируются очень медленные его темпы — прогнозная оценка роста реального ВВП составляет всего около 2% в 2017 г. Напомним, что ВВП Украины сократился на протяжении 2014–2015 гг. на 17%, и ситуация, в частности с долгом Украины, требует значительно более высокого роста. Также МВФ подтвердил, что фискальная политика украинского правительства и монетарная политика НБУ на нынешнем этапе проводятся согласно параметрам программы для достижения целей на конец 2017-го по инфляции и дефициту бюджета. Инфляция должна достичь однозначных уровней, а международные резервы НБУ уже пересекли черту в 17,6 млрд долл. США.

Но наряду с такими умеренно-оптимистичными оценками МВФ однозначно констатирует, что, несмотря на некоторый прогресс в реформах и стабилизацию состояния экономики сейчас, кардинальное ускорение структурных реформ является решающим для достижения большего и стабильного роста экономики в среднесрочном периоде.

Основные структурные маяки по выполнению реформ, согласованные с Фондом в последнем Меморандуме, уже просрочены или их срок истекает именно сейчас. Ключевыми из этих маяков для следующего четвертого пересмотра программы являются:

— утверждение Радой нового пенсионного законодательства;

— утверждение Радой больших полномочий НАБУ в досудебных следственных действиях;

— отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения и утверждение Радой закона о рынке земли;

— создание и законодательное утверждение антикоррупционного суда;

— приватизация убыточных государственных предприятий с соответствующим улучшением их менеджмента.

По предварительной информации, МВФ оценивает определенный прогресс только в продвижении пенсионной реформы, но выражает озабоченность торможением остальных структурных реформ.

Очевидно, что прогресс только на одном направлении не позволит осуществить комплексные структурные реформы в сжатые сроки и использовать синергетический эффект от проведения всех реформ для ускорения роста ВВП и ослабления долгового давления на бюджет. Поэтому нужно ожидать более жесткой позиции со стороны руководства Фонда по предоставлению следующего транша. Как говорил известный литературный герой: "Деньги — утром, стулья — вечером". Здесь будет с точностью до наоборот; сначала продвижение всех основных реформ, потом следующий транш.

Кроме этих необходимых для получения четвертого транша реформ и, соответственно, очередной финансовой помощи международных доноров, не следует также упускать из вида и нерешенные проблемы государственных банков и, в частности, национализированного Приватбанка, реформу финансового сектора и дальнейшее усовершенствование монетарной политики.

Что касается государственных банков, то здесь представители Фонда и международные эксперты подчеркивают необходимость сделать действенными наблюдательные советы государственных банков, которые формально хоть и существуют, но эффективность их работы, мягко говоря, неудовлетворительная. В частности, наблюдательные советы отдельных госбанков не проводили заседаний и не принимали никаких решений на протяжении двух лет. Обновленные советы должны разрабатывать стратегию этих финансовых учреждений, осуществлять мониторинг их деятельности и иметь право увольнять и назначать на должность высший менеджмент банков. В состав таких советов должны привлекаться лучшие иностранные и украинские специалисты банковского дела, а не представители политических партий и блоков по квотному принципу.

Земельная реформа должна дать толчок к привлечению иностранных инвестиций в аграрный сектор и ряд смежных отраслей экономики. Рынок земли, по мнению экспертов, даст возможность использовать землю как залог и запустит кредитование экономики и, в частности, аграрного сектора.

Если отбросить дипломатические обороты и использовать шахматную терминологию, то Украина уже находится в жестком цейтноте, и если власть не проведет все основные реформы за год, то потом ситуация ухудшится как финансово, так и политически. Напомним, что 2019-й является годом выборов и также одновременно пиковым по выплате внешнего долга. По размеру эти выплаты в течение года составят более 6 млрд долл. Как известно, политики в любой стране не очень склонны принимать жесткие, но необходимые меры по проведению реформ накануне выборов. И украинский политикум не является исключением. Поэтому, если не придать импульс росту экономики в этом году, то существует большой риск, что она забуксует в следующие два года, и локомотив реформ может сойти с рельсов программы сотрудничества с Международным валютным фондом, то есть риск прекращения программы. К сожалению, такая угроза сегодня уже проявилась очень серьезно, и исправление ситуации потребует немалых усилий и политической воли лидеров государства. Но в наличии такой воли возникают все большие сомнения.
Теги: Финансы
Автор
Зеркало Недели
Источник
НОВОСТИ / Финансы