20 сентября 2017 11:20

Поле для маневрів. Яким бачить Мінфін бюджет країни у 2018

Поле для маневрів. Яким бачить Мінфін бюджет країни у 2018

Перший крок зроблено — проект бюджету в парламенті. ЕП розбиралася, які ризики вже зараз є в проекті, і чим це може обернутися для країни в майбутньому.

Кабмин внес в парламент проект бюджета-2018. Чиновники уложились в сроки  по закону бюджет должен появиться в парламенте до 15 сентября.

Правительство называет свое детище "бюджетом развития". В нем учтены основные реформы  пенсионная, образования и медицины.

С другой стороны  в бюджете много цифр, реалистичность которых вызывает вопросы. Нет в нем и давно обещанной "фишки"  среднесрочного планирования или расчета на три года вперед. 

Тут у Минфина вроде как есть оправдание – бюджетная декларация в которой прописаны потолки по расходам на 2018-2020 гг. не принята парламентом. Но, как уверяют в министерстве, проект бюджета все же рассчитан с учетом указанных в ней цифр.

Однако этот факт можно рассматривать и под другим углом: Минфину не удалось провести среднесрочное планирование через парламент.

ЭП разбиралась в том, чего ждать украинцам от нового бюджета.

Спорные доходы

Как уточнили ЭП в Минфине, МВФ получил и изучает бюджет. "Пока проект сметы не вызвал принципиальных критических замечаний со стороны кредитора",  уверяют в министерстве.

В основе проекта сметы такие макропрогнозы: ВВП – 3%, инфляция – 7%, курс доллара – 30,1 доллара.

Эксперты называют макропрогноз консервативным.

"Мы ожидаем рост экономики на 3,4% в 2018 году, среднегодовой курс даже ниже 29 грн. за доллар по базовому сценарию, тогда как у правительства заложен 29,3. То есть бюджетный прогноз правительства даже выглядит консервативным, что правильно для построения фискальной политики",  сказал в комментарии ЭП главный экономист Альфа-банк Украина Алексей Блинов.

Наиболее спорный момент: удастся ли достичь инфляции 7% на конец 2018 года.

"Наш прогноз по инфляции  9%. Но в данном случае позиция правительства не нарушает заявленные НБУ таргеты и это верно. К тому же если инфляция по факту окажется выше, это будет способствовать лучшему выполнению бюджета",  отмечает эксперт.

Параметры бюджета на следующий год таковы: доходы  877 млрд грн, расходы  948,1 млрд грн, дефицит  2,4% ВВП или 77,9 млрд грн.

Ожидается, что в следующем году доходы бюджета увеличатся на 13,8% по сравнению с текущим годом.

Что важно?

Во-первых, прогноз Минфина по традиции более оптимистичен, чем прогноз Государственной фискальной службы.

По информации ЭП, в 2018 году фискалы ожидали более скромных налоговых поступлений общего фонда госбюджета, а именно – 668,3 млрд грн., в том числе доходы от налоговых поступлений на уровне 358,6 млрд грн, таможенных – 309,7 млрд грн.

Минфин же предполагает, что общий объем налоговых поступлений составит 747,5 млрд грн., в том числе план  по общему фонду - в 714,5 млрд грн.

Во-вторых, введение налога на выведенный капитал со следующего года откладывается. По словам министра финансов Александра Данылюка, его введение приведет к убыткам бюджета на 35-40 млрд грн и компенсировать эти потери нечем. 

Министр считает, что их компенсировать можно только исключительно за счет сокращения расходов, но никак не за счет увеличения налогов. В любом случае, выполнение обоих вариантов проблемно, законодательство под эту налоговою новацию не готово.

Изначально законопроект о налоге на выведенный капитали разработали эксперты на базе комитета по вопросам налоговой политики. Позже одноименный проект закона подготовил Минфин. Но ни один из документов не был принят.

В-третьих, Минфин намерен прекратить таможенный эксперимент в нынешнем его виде. Напомним, в этом году 50% собранных сверх плана поступлений направлялись в областные бюджеты на ремонт дорог.

Минфин его не приветствует. "Это государственные платежи. В них нет функциональной специфики регионов и у бюджета нет стимулов отдавать эти средства областным бюджетам",  объяснил собеседник издания в Кабмине.

Минфин против эксперимента. В этом году, чтобы меньше отдавать регионам, Минфин пошел на фискальный маневр  увеличил индикативные планы по таможенным платежам.

Так, если в первом полугодии на ремонт дорог областным бюджетам доставались крупные суммы, например, в январе – 600 млн грн, марте – 1,7 млрд грн, июне – 1,5 млрд грн, то в августе им перепало только 100 млн грн.

Вместо эксперимента с 2018 года появится дорожный фонд. Средства фонда будут тратиться по двум основным статьям расходов: 13,5 млрд грн пойдет на ремонт и строительство дорог общего государственного значения, 11,4 млрд грн в виде субвенции Кабмин выделит местным бюджетам на дороги коммунальной собственности и местного значения.

В-четвертых, это уже традиционный вопрос  доходы бюджета от акцизов.

В последние годы повышение акцизов на табак и алкоголь было обычным способом пополнения бюджета. В этом году этот источник исчерпал себя, так как в течение года наблюдалось недовыполнение плана по доходам от акцизов.

"В 2017 акцизы увеличены на 20%. По плану за шесть месяцев этого года должны были собрать 3,5 млрд грн. от акциза на алкоголь, а в итоге собрали 2,5 млрд грн. Можно спрогнозировать, что к концу года получится собрать около 5 млрд грн., а это уровень 2015 года, когда было собрано 5,5 млрд грн",  говорит глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

По его словам, результат такой политики имеем более 20% падение производства и уменьшение поступлений в бюджет.

"Сейчас речь о повышении на 12%. 12%  это увеличение акцизного сбора почти на 15 грн и оно ляжет на потребителя. Стоимость бутылки водки 0,5 л составит 87-89 грн, теневой рынок возрастет до 60%. Наша позиция проста: снизить теневой рынок до уровня европейского, убрать авансовые платежи по акцизам и после этого увеличивайте ставки",  озвучивает позицию рынка глава ассоциации.

На табачном рынке схожие тенденции. За семь месяцев этого года табачный производитель-компания JTI фиксирует сокращение налоговой базы на 22%, сокращение производства на 10%.

Правда, в этих трендах "сидит" комплекс факторов: это и повышенные ставки, и перебои в работе компании "Тедис", и фактор нелегального экспорта/производства.

Теневой рынок в этом году возрос до 2,6%, в 2016 году он составлял 1,1%.

Вместе с проектом бюджета, Кабмин внес законопроект о приближении ставок на табачные изделия к минимальному уровню, который действует в ЕС.

Согласно обязательствам Украины перед ЕС, удельный вес акцизного налога в средневзвешенной розничной цене табачных изделий должен составлять как минимум 60%. При этом сумма акцизного налога  не менее 90 евро за 1 тыс. штук.

Руководствуясь этим, Минфин повышает акцизы на табак, но привязывает их к евро. Бизнес эту инициативу не поддерживает.

"Существуют значительные риски девальвации. Мало кто может взять на себя смелость спрогнозировать курс гривны через 2-3 года. Де-факто эффективная ставка может возрасти не на 30%, а более чем на 50% (здесь учитывается и инфляция, и девальвация, и гармонизация к ставкам ЕС)", - прогнозирует менеджер по вопросам фискального регулирования JTI Украина Андрей Фита.

В-пятых, в следующем году ожидается снижение поступлений от ренты. В этом году план по доходам от ренты выполнить не получается, в том числе из-за сокращения поступлений по договорам о совместной деятельности.

Бюджет-2017Бюджет-2018
Доходи771877,04
Податкові надходження630,1747,6
Податок на прибуток підприємств67,172,3
Рента49,646,5
Акциз, у тому числі
Акцизний податок з вироблених в Україні підакцизних товарів71,579,6
Акцизний податок з ввезених в Україну підакцизних товарів 41,746
ПДВ
Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг) з урахуванням бюджетного відшкодування81,685,9
Податок на додану вартість з ввезених на територію України товарів 221,3297,8
Ввізне мито2326,2
Вивізне мито0,50,5
Екологічний податок1,71,8
Теги: Финансы, Министерство финансов
Автор
Економічна правда
НОВОСТИ / Финансы