10 ноября 2006 18:49

Янукович открыл для себя “заднюю дверь” в бюджете-2007

Правительство сможет выдать гарантии под новые невозвратные кредиты без ограничения сумм

В проекте госбюджета-2007 Кабмин предложил, чтобы он сам определял, кому и на какую сумму давать государственную гарантию

На 2007 год правительство решило лишить Верховную Раду права контролировать выдачу государственных гарантий. Вплоть до нынешнего года парламент четко прописывал, за кого Украина может поручиться, и на какую сумму. Однако в проекте госбюджета на 2007 год эта норма резко изменена. Кабмин решил сам, без согласования с Верховной Радой, предоставлять гарантии. Причем, на неограниченные суммы.

Это означает, что в обозримой перспективе на государство могут повесить многомиллиардные долги. Теоретически, схема будет выглядеть так же, как и в середине 1990-х годов, когда правительство неограниченно выдавало гарантии. Почти восемьдесят компаний сумели договориться с чиновниками, и получили огромные кредиты на общую сумму порядка 4 млрд. дол. Причем, более 80% из них не предоставили вообще никакого залога. Вместо этого за них поручилось правительство – якобы, веря в порядочность. Впоследствии большинство из должников прошли процедуру банкротства или реогранизации. Обязательства по кредитам перешли к государству.

В итоге, на конец сентября этого года гарантированный долг Украины составил 2,8 млрд. дол. Из них 1,8 млрд. дол. – просроченный, который вряд ли когда-то удастся вернуть. Сейчас на Украинской межбанковской валютной бирже выставляются на продажу долги нескольких предприятий, которые согласились выписать векселя по ранее взятым займам. Однако пока что торги каждый раз оказывались безрезультатными. Возможно, чьи-то долги таки удастся «пристроить». В списке Минфина – десятки предприятий, среди которых «Агродон», «Украгротехсервис», ГАК «Хлеб Украины», «Херсонский хлопчатобумажный комбинат».

Зная, насколько запущен вопрос взыскания денег с должников, в 2004 году государство почти полностью отказалось от предоставления новых государственных гарантий. Исключение сделали для самых важных проектов: строительства дорог «Укравтодором», финансирования украинско-бразильского космического проекта «Циклон-4» и обеспечения деятельности Государственного ипотечного учреждения.

Чтобы избежать злоупотреблений, в 2004-2006 годах все составы Кабмина взяли за правило – четко указывать в законе «О государственном бюджете» конкретных получателей государственных гарантий, а также максимальную сумму, на которую те могут получить поручительство государства. Так, на 2006 год были установлены такие объемы: 1 млрд. грн. – для ГИУ, по кредитам международных организаций – 2 млрд. грн., «Укравтодору» - 1,8 млрд. грн. Утверждение через парламент было выбрано не потому, что депутаты очень честные, а лишь потому, что «протянуть» госгарантии через Верховную Раду слишком дорого – слишком со многими пришлось бы договариваться.

Поразительно, но в законе «О государственном бюджете» на следующий год стандартные формулировки изменены на такую: «установить, что в 2007 году предельный уровень предоставления государственных гарантий определяется Кабмином, в том числе по кредитам, которые предоставляются международными кредитными организациями или на условиях сосуществования с международными финансовыми организациями».

Чтобы не вдаваться в подробности, это означает, что контроль парламента над государственными гарантиями устранен. А значит, открыт потенциальный путь к коррупционным сделкам между компаниями-получателями и чиновниками из правительства. Кабмин – не парламент, и в кулуарах договориться о гарантии гораздо легче, чем выносить вопрос на обсуждение в сессионном зале Верховной Рады.

Поэтому можно считать откровенным цинизмом заявление, которое Минфин опубликовал на своем сайте в пятницу. Пресс-релиз озаглавлен: «Государство полностью застраховано от рисков, когда будет предоставлять гарантии под целевые кредиты». Чиновники привели примеры гарантий предыдущих лет – «Укравтодору» и Государственному ипотечному учреждению, - и на этом основании сделали вывод о том, что и впредь поручительство государства будет использоваться рационально. Очевидно, что это заявление сделано для отвода глаз.

В нем не говорится, что другой рукой Минфин предлагает спрятать от глаз населения сам процесс предоставления гарантий. А как известно, злоупотреблений не может быть только в том случае, если нет возможности их допустить. Эту истину, к сожалению, нельзя применить к данному случаю.

 

Теги:
Финансы
НОВОСТИ / Финансы