12 февраля 2020 11:48

Вам показалось. Почему рекордно низкая инфляция не отражается на кошельках украинцев 

Если верить Госстату, то в Украине в январе 2020 года была зафиксирована рекордно низкая за последние шесть лет инфляция — 3,2%. Редакция выяснила, почему падение цен не чувствует рядовой украинец

 Вам показалось. Почему рекордно низкая инфляция не отражается на кошельках украинцев 

Инфляция в Украине в январе 2020 года составила 0,2% по сравнению с декабрем. В 2019 году январская инфляция составляла 1%. В годовом измерении инфляция замедлилась до 3,2% с 4,1%. Об этом сообщает Госслужба статистики. Напомним, что в целом за 2019 год инфляция снизилась до 4,1% с 9,8% в 2018 году. В НБУ утверждают, что низкая инфляция обеспечена сильной ревальвацией гривни (в 2019 году на 14,5%).

Цены снизились, но на то, что вы не съедите
Аналитики утверждают, что падение цен произошло на те товары, которые покупаются не так часто, как те же продукты питания. «Потребители в первую очередь обращают внимание на цены товаров, которые чаще всего покупают. В частности, это продукты питания. В то же время, индекс потребительской инфляции отражает изменения цен всей потребительской корзины. Действительно, индекс инфляции, который подсчитывает Госстат, снизился, однако рост средних цен в 2019 году по сравнению с 2018 годом на многие составляющие потребительской корзины был довольно значительным», — объяснила ценовой феномен аналитик Concorde Capital Евгений Ахтырко.

С ней согласился финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив. По его словам, инфляция измеряется по индексу потребительских цен, который является примерно тем же, что и «средняя температура по палате». «Потребительская корзина состоит из перечня основных продуктов, цены на которые могут двигаться в одно и то же время в разном направлении. Что-то может сильно подорожать из-за дефицита», — сказал он.

Например, в январе-декабре 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 средняя цена продуктов питания по данным Госстата выросла на 8%. «Также на 8% в среднем выросли цены на жилье и коммунальные услуги. Рост этих расходов был заметен для потребителей, поскольку с коммунальными платежами они сталкиваются с одинаковой регулярностью и изменения в расходах на эти платежи довольно легко отследить. Цены на алкоголь и табачные изделия за этот период выросли на 15,6%, и многие потребители на это также обратили внимание», — рассказал Ахтырко.

С другой стороны, Госстат зафиксировал совершенно незначительный рост цен на одежду и обувь. Однако, по словам Ахтырко, для большинства потребителей эта положительная тенденция осталась почти незаметной, так как новая одежда и обувь для значительного процента украинцев остаются категорией дорогих товаров, и для них покупка одежды и обуви — это вообще «дорого», что сейчас, что год назад.

Память о девальвации или психологический осадок от большой цены
Эксперты также утверждают, что потребители лучше запоминают то, как цены растут, но не обращают внимания на их снижение.

К примеру, Демкив вспомнил, как в начале 2019 года в четыре раза подорожал лук. «Что-то из „корзины“, наоборот, снизилось в цене или имеет стабильную стоимость. Но человеческая психология такова, что мы запоминаем ярче негативный опыт. К примеру, о резком росте стоимости лука было много разгневанных комментариев и мемов. Но когда появился новый урожай, и цена откатилась назад, уже мало кто приветствовал это восторженными отзывами. Люди это или не заметили, или приняли как должное. Только вопрос времени, какой продукт сезонно и заметно подорожает в 2020-м», — отметил он.

Аналогичная ситуация с акциями, которые всегда можно встретить в магазинах или на АЗС. Ведь акции — это только маркетинговый ход, который обеспечивает сниженную стоимость товара для более быстрой его продажи или в большем объеме. «Тем не менее, такие товары всегда можно купить по сниженной стоимости. Но у людей еще остался „осадочек“ от лука и пары других подорожавших продуктов, и складывается впечатление, что страна заявляет о замедлении инфляции, а на тележке с продуктами это почему-то не сказывается», — сказал Демкив.

К тому же, по его словам, инфляция считается за короткий период — до года, а эффект от подорожания импортных товаров в период девальвации, которая была еще не так давно, свеж в памяти. «Из-за курсовой разницы подорожали предметы и услуги, которыми украинцы себя балуют — путешествия, вина, сыры и хамон. Или не балуют, если кошелек уже не позволяет. А вот потребительская корзина состоит все же преимущественно из самых простых и местных продуктов, таких как хлеб, яйца, молоко, — продолжает Демкив. — Часто рост цен на такие товары меньший, но человек меряет свое впечатление о ценах по более „приятным“ товарам. Это еще один фактор, почему у нас складывается впечатление, что цены на полках магазинов не соответствуют государственной инфляционной статистике». Все это примеры стандартной поведенческой экономики. «Ну и не надо забывать, что это относительно низкая инфляция, а сложный процент (инфляция три года по 5% в сумме даст почти 16%, а не 15%). Даже в Еврозоне, где цены растут не более чем на 2−3% в год, за 18 лет обращения евро потерял примерно треть своей покупательной способности», — резюмировал Демкив из ICU.

Автор
Новое Время Страны
НОВОСТИ / Финансы