23 сентября 2019 12:19

"Транзитный" контракт: чем договор отличается от договоренности

"Транзитный" контракт: чем договор отличается от договоренности

Дальнейшие "транзитные" переговоры будут еще сложнее, когда речь пойдет о конкретике. 

19 сентября в Брюсселе при посредничестве Еврокомиссии состоялся второй в этом году раунд переговоров между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" о контракте на транзит газа через газотранспортную систему Украины с 1 января 2020 года.

По результатам переговоров вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович и министр энергетики и окружающей среды Украины Алексей Оржель заявили, что стороны предварительно договорились о заключении такого контракта, и что будущий контракт должен соответствовать энергетическому законодательству Евросоюза.

Российская сторона на этот счет промолчала. Но хорошо уже то, что предварительные переговоры о контракте начались. Никто не ожидал, что договор сразу подпишут. А пресс-секретарь администрации президента России Дмитрий Песков накануне заявил о том, что в Кремле не ждут достижения конкретных договоренностей от предстоящих трехсторонних переговоров Еврокомиссия—Украина—РФ по транзиту газа.

"Не стоит ожидать от этой встречи каких-то конкретных договоренностей, безусловно, там нужно вести еще много кропотливой работы", — сказал Песков в среду, отвечая на вопрос, удастся ли сторонам договориться с учетом политического значения этих переговоров. "Это вопрос экономической целесообразности, поэтому профильные ведомства будут договариваться", — добавил он.

Экономическая целесообразность — ключевое словосочетание для россиян, которым они прикрывают политические интересы. И "транзитный" контракт с Украиной — не исключение. "Газпрому" он нужен ровно до того времени, как будут достроены "Северный поток-2", "Турецкий поток" и пока они не дожмут европейцев, чтобы те разрешили россиянам полностью использовать газопровод OPAL. Поэтому "Газпром" соглашался (временно) продлить подписанный в январе 2009-го "транзитный" договор на прежних условиях. Он россиян вполне устраивал.

Не устраивал он украинскую сторону, которая оспорила условия "транзитного" договора в Стокгольмском арбитраже и выиграла иск на 12 млрд долл.

Однако в случае подписания нового долгосрочного договора с ежегодным транзитом через газотранспортную систему (ГТС) Украины сначала 60, а затем и 90 млрд кубометров газа "Нафтогаз" даже поговаривал, что простит россиянам 10 млрд долл., так как эту сумму выставили на случай ускоренной амортизации украинской ГТС. 

А если транзит по украинской газотранспортной системе "Газпромом" будет продолжен, и не на год-три, то этот вопрос можно обсуждать. Но это дело будущих переговоров.

Нынешний же раунд министр Оржель, в свою очередь, назвал конструктивным и сообщил, что украинская сторона передала россиянам дорожную карту анбандлинга (отделения оператора ГТС от "Нафтогаза") и проекты договоров о транспортировке газа через ГТС Украины и о взаимодействии между операторами смежных газотранспортных систем.

"Европейская сторона будет сотрудничать и поддерживать Украину по части необходимых действий для сертификации оператора ГТС, российская сторона подтвердила, что она готова работать по европейским правилам", — отметил министр.

Анбандлинг — принципиальный момент. Причем не для россиян — для европейцев. Еще 9 сентября украинская делегация убеждала Еврокомиссию, что к моменту переговоров самостоятельный оператор транспортировки газа в Украине будет создан.

Формально он был создан ровно год назад — "Магистральные газопроводы Украины". Но "Нафтогаз" имел собственный план и создал в "Укртрансгазе" специальное отделение, которое должно было формировать будущего независимого оператора транспортировки газа.

Были разные идеи, каким должен быть оператор. Но 18 сентября, накануне газотранзитных переговоров в Брюсселе, Кабмин поставил точку в этом вопросе. Чтобы иметь веские аргументы на случай необязательности "Газпрома". Тем более что "Нафтогаз" четвертый год не закупает газ напрямую у россиян для потребностей Украины.

Пока еще действующий "транзитный" контракт был заключен в январе 2009 г. между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" под напором не только россиян, отключивших подачу газа как Украине, так и Европе, но и тех же европейцев. Последних мало интересовало, что Украине пришлось развернуть ГТС на работу в реверсном направлении, чтобы не заморозить Восток и Юг страны. Были и политические раздоры в команде руководства Украины, что в совокупности со всеми негативными обстоятельствами и привело к подписанию "транзитного" договора, который в 2014 г. "Нафтогаз" начал оспаривать в Стокгольмском арбитраже.

Опыт переговоров десятилетней давности служит хорошим мотивом для Украины, поэтому власти пытаются обезопасить себя от шантажа и заручиться поддержкой надежных союзников.

Чтобы иметь возможность обращаться к западным партнерам в случае очередной газовой провокации "Газпрома", Украина обязалась реформировать свою газотранспортную систему по европейским правилам. Это значит обеспечить независимость оператора транспортировки газа. Вот для чего по сути необходимо провести анбандлинг "Нафтогаза", то есть отделить и отдать транспортировку газа отдельной компании. Для этих целей год назад и было создано ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ).

Согласно первоначальному плану, это предприятие должно было забрать "трубу" и персонал дочерней компании НАКа — "Укртрансгаза" и обеспечить ее сертификацию в качестве независимого оператора по европейским нормам. В таком случае именно МГУ была бы стороной транзитного контракта с "Газпромом". Вместо этого команда Андрея Коболева решила перевести людей и профильные активы "дочке" "Укртрансгаза" — новосозданной компании "Оператор транспортировки газа Украины" (о подземных хранилищах — отдельный разговор).

Мотивация "Нафтогаза" сводилась к разбирательству с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже на 12 млрд долл. Из них 2 млрд долл. россияне недоплатили по транзитным тарифам, а остальное — убытки Украины, если с
1 января транзит остановится. Но если ГТС не будет в составе "Нафтогаза", как, мол, тогда дальше отстаивать позицию в суде, ведь НАКу нужно доказать свой экономический интерес от работы украинской газотранспортной системы.

Между руководством "Нафтогаза" и прошлым Кабмином несколько лет кипели страсти по поводу модели анбандлинга. Новый Кабмин за день до начала переговоров в Брюсселе таки утвердил обновленный план разделения НАКа. Согласно ему Фонд госимущества передаст "трубу" в пользование "Оператору транспортировки газа Украины", который получит сертификацию и подпишет новый контракт с "Газпромом". Принципиально, что газотранспортная система остается в государственной собственности.

МГУ выкупит корпоративные права оператора газотранспортной системы у новосозданного подразделения "Укртрансгаза", как предполагается, с рассрочкой на 15 лет, платежи привязаны к объему транзита за каждый год. Говорить о точной сумме преждевременно, но на предварительных переговорах звучала приблизительная цифра — 20 млрд грн. Технологического газа в ГТС осталось как минимум на 8 млрд грн.

Курировать управление газотранспортной системой будет Министерство финансов. В этом еще одна принципиальная деталь — оператор транспортировки газа не должен находиться в сфере влияния министерства, которому подчинена газовая отрасль (а это на сегодняшний день Минэкономики). Как ранее сообщало ZN.UA, предполагалось, что оператор транспортировки газа перейдет под контроль НЭК "Укрэнерго" (оператора транспортировки электроэнергии, который также в процессе получения сертификата), ведь компания в состоянии обеспечить выплаты "Нафтогазу" за счет своих доходов. Поговаривали даже, что всю эту махину мог возглавить Андрей Коболев. Но министр энергетики Алексей Оржель выступил против этой идеи. Очевидно, решать вопрос с НАКом теперь будет глава Минфина Оксана Маркарова.

По большому счету, "Газпром" очень даже не против вернуться со своим газом как товаром на рынок Украины, — есть где развернуться. И если бы не политическая целесообразность Кремля, глава "Газпрома" Алексей Миллер кусал бы себе локти, что буквально из-под носа увели такой лакомый кусок — один из наиболее газоемких рынков в Европе.

По сути, "Газпром" и сейчас намекает, что не против бы поставлять газ Украине напрямую. Мол, и ближе, и дешевле. Да только Украина эти сказки хорошо помнит: в любой момент газ перекроют, и никакие договоры с "Газпромом" не спасут, если это понадобится Кремлю в качестве политаргумента, а точнее, экономического оружия.

Даже европейцы это ощутили и разработали свой план максимальной диверсификации газосистемы Европы, чтобы в любой момент перебросить любой объем в ту точку или страну, где его крайне не хватает. Последние годы Евросоюз щедро финансирует строительство приграничных соединительных газопроводов-интерконнекторов между странами — членами ЕС. Увы, Украину в расчет не принимают…

К состоявшемуся раунду "транзитных" переговоров и "Нафтогаз", и "Газпром" явно подготовились. Украинская сторона — не только теоретически и организационно. НАК запасла в хранилищах 19,5 млрд кубометров газа, а также подписала договор на гарантированную поставку еще 450 млн кубометров в первом квартале следующего года. Этого объема Украине вполне хватит, чтобы без кризиса пережить отопительный сезон.

Дальнейшие "транзитные" переговоры будут еще сложнее, когда речь пойдет о конкретике. Поэтому обе договаривающиеся стороны — Украина и РФ — каждая по-своему готовы к варианту "нулевого" транзита. Вот только на обоих этот вариант скажется уже в следующем году, потому что без транзита нет полноценного наполнения трубопровода, а значит, нет и поставок газа. Но это уже другая история. Пока же стороны готовятся к очередному раунду "транзитных" переговоров в конце октября.