29 июля 2019 20:35

Никакой политики. Когда Huawei построит 4G в киевском метро

В столичном метрополитене, где интернет сейчас почти не ловит, должна уже в этом году заработать мобильная связь четвертого поколения

Никакой политики. Когда Huawei построит 4G в киевском метро

Мобильные операторы "Киевстар", Vodafone и lifecell по результатам тендера выбрали подрядчиком для строительства 4G китайский концерн Huawei. Как сообщила "Лига" со ссылкой на директора по корпоративным коммуникациям Vodafone Викторию Рубан, интернет сначала появится на крайних северо-западных станциях - "Академгородке", "Сырце" и "Героев Днепра", а до конца 2020 г. охватит всю подземку. В "Киевстаре" нам подтвердили, что ожидают начала строительства сети новым подрядчиком. Стоимость сделки пока не раскрывается, однако известно, что сама Huawei полтора года назад оценивала подобный проект в $10 млн. Три украинских оператора теперь разделят эти издержки поровну.

Надо признать, что с нормальным интернетом в киевской подземке затянули. Еще в 2012 г. тендер на обновление мобильной сети в метрополитене выиграла компания ESU. Но в последующие годы и то не на всех станциях удалось запустить лишь 2G-связь - голосовые звонки и интернет на скорости в несколько десятков Кбит/с. Внедрение 3G долгое время откладывали, поскольку подрядчик запросил на модернизацию сети 350 млн грн, а операторы сочли ее завышенной. Только в декабре 2017 г. они договорились провести новый тендер на постройку инфраструктуры для 3G/4G-связи. В нем приняла участие Huawei, став самым реальным претендентом на сделку. Отдельно стоит упомянуть о бесплатном Wi-Fi. Его в тестовом режиме пассажирам Киевского метрополитена раздавали еще в 2011 г. Однако более-менее системно организовала доступ к беспроводному интернету на 11 станциях компания "Фидомобайл" с лета 2016 г. Но эта "дочка", обанкротившегося в том же году Фидобанка, не смогла реализовать проект по покрытию Wi-Fi всех 52 станций, и 1 февраля 2018 г. договор с ней был расторгнут столичной властью. Лишь 27 декабря прошлого года городской голова Киева Виталий Кличко распорядился провести конкурс для привлечения нового инвестора под строительство Wi-Fi-сети (и системы видеонаблюдения) в столичном метро.

Впрочем, сейчас действительно есть повод для оптимизма. И не только по заявлениям мобильных операторов. Эксперт рынка телекоммуникаций Роман Химич считает возможным полное развертывания 4G-сети в метро за полтора года. "Сроки вполне реалистичны. Долгое время преградой была позиция ESU, которая получила право на эксплуатацию и построила существующую 2G-сеть. Сейчас все решает консорциум операторов, и это радикально упростило и ускорило процесс", - пояснил он.

О том, что создать в метро 3G- и 4G-сеть не очень сложно, говорит и член правления Интернет-ассоциации Украины Максим Тульев: "Покрытие мобильной связи в метро разных городов и стран - давно обычное дело. В Киевском метрополитене все упиралось и упирается в организационную часть, то есть в договоренности с чиновниками".

И все же из-за международной ситуации могут возникнуть опасения на счет подрядчика. Как мы помним, зимой США обвинили Huawei в шпионаже и тайном ведении бизнеса с подсанкционным Ираном. А госсекретарь Майк Помпео в апреле даже заявил, что его страна "не будет делиться информацией или взаимодействовать" с государствами, которые внедряют системы Huawei. Затем, смягчив риторику, он объяснял, что использование этих технологий опасно. "Европейцы очень заботятся о сохранности информации про частную жизнь, я это прекрасно знаю. Нельзя, чтобы частная информация текла по сети, которая контролируется и к которой имеет доступ китайское правительство", - отмечал Помпео во время визита в ЕС в начале июня. Однако уже на саммите G20 в Осаке 29 июня, после переговоров с лидером КНР Си Цьзиньпином, президент США Дональд Трамп пообещал снять блокаду с Huawei, разрешив американским компаниям возобновить поставки китайскому гиганту. 

А можно ли было избежать сотрудничества с китайским концерном? Да, но достойные альтернативы стоят дороже, пояснил Максим Тульев. По его мнению, "в нашем случае цена, как обычно, перекрыла потенциальные риски".

Но что произойдет, если конфликт вокруг Huawei разгорится с новой силой и Киеву придется реагировать? В подземке снова может пропасть скоростной интернет, хотя это и не будет в числе главных новостей. "Вопрос о рисках, связанных с китайским оборудованием, является глобальным, то есть он стоит перед мировой телеком-индустрией. Пока существует консенсус относительно умеренного и приемлемого уровня этих рисков. Если США заставят Украину отказаться от продукции Huawei, это будет чуть ли не катастрофа, на фоне которой проблема с метро - просто мелочь", - считает Роман Химич.

По мнению наших экспертов, 4G-сеть можно будет перестроить на другом оборудовании приблизительно за те же сроки.

А тем временем Huawei на родине опробует связь пятого поколения в связке с алгоритмом искусственного интеллекта. Так, в марте компания совместно с Шэньчжэньским метрополитеном, где ежедневно совершается 5 млн поездок, запустила пилотную 5G-сеть, на основе которой заработала технология распознавания лиц для оплаты проезда: достаточно подойти к небольшому экрану - и система сама узнает человека и автоматически спишет деньги с привязанного счета. 5G в метро - это не только лучший интернет, но и способ ускорить пассажиропоток.