29 октября 2019 09:22

Не хотят или не могут: почему в Киеве отложили запуск е-билета

Не хотят или не могут: почему в Киеве отложили запуск е-билета

Уже 1 ноября столичные метрополитен и наземный транспорт должны были окончательно перейти на новую форму оплаты проезда — е-билет. Но его внедрение снова перенесли — пока на три-шесть месяцев. Официальная версия: не урегулирован вопрос перевозки льготников. Правда, как выяснили "Вести", между собой чиновники говорят совсем о других причинах: пропавших миллионах, фирме-посреднике и сбежавшем подрядчике.  

Жетоны остаются
Электронный билет в тестовой версии планировали запустить еще в 2017 году, но свершилось это лишь спустя два года. Впрочем, и с окончательным его внедрением оказалось не все так просто. Как говорят официально в мэрии, запустить электронный билет невозможно, не решив несколько вопросов.

Речь идет о перевозке льготников, например, студентов и школьников, которым хотят выдать специальные карточки. Для этого, по словам директора департамента информационных технологий Юрия Назарова, необходимо еще 30 млн грн, которые не предусмотрены в этом бюджетном году: "После принятия Киеврадой решения о выделении этих средств в течение трех месяцев такие карточки должны быть эмитированы. Также на данный момент проводятся совещания по поводу введения e-билетов для студентов. Кроме того, до конца непонятно, как брать плату за проезд с тех льготников, которые не являются жителями Киева", — сказал Назаров. Иными словами, прощание с жетонами в метро и талончиками в трамвае пока откладывается. 

"Подрядчик пропал с деньгами"
Правда, как сказал "Вестям" первый замглавы комиссии Киеврады по вопросам транспорта, связи и рекламы Прохор Антоненко, льготники — не такая уже и проблема. "Причин здесь несколько. Во-первых, тот же билет с QR-кодом для одноразового проезда в метро до сих пор не работает. Автоматы, которые их считывают, установлены только на нескольких станциях. То есть полностью работать новая система, очевидно, не может и по техническим причинам. А во-вторых, у столичных чиновников нет желания ее запускать из-за финансового коррупционного интереса отдельных лиц", — говорит "Вестям" Антоненко

"Пока не работает е-билет, на предприятиях продолжает ходить наличка, которая частично оседает в карманах чиновников. По статистике, 30% поездок в метро до сих пор осуществляется по жетонам. А это колоссальные деньги. Поэтому все и тормозится сознательно. Если бы хотели решить проблему и сделать жизнь киевлян проще, то сделали бы это уже давно и дешевле", — уверен он.

К слову, как сказал "Вестям" источник в департаменте транспорта КГГА, есть еще одна проблема: "Один из подрядчиков просто пропал с деньгами". Правда, какие именно работы он должен был выполнить — собеседник не сообщил.

Скандалы с тендерами
Еще в 2017 году корейская компания Korea Smart Card предлагала Киеву за свой счет под ключ внедрить систему е-билета. Тогда корейцы оценивали проект в 600 млн грн, а себе хотели забирать процент от продажи билетов. Отметим, эта же компания реализовала систему электронного билета в таких городах, как Сеул, Куала-Лумпур, Сингапур и Абу-Даби.

"Но столичные чиновники отказались от предложения корейцев и начали самостоятельно закупать все оборудование. Ведь сразу было понятно, что откатов от корейцев не получишь. Сначала выделили 460 млн грн на валидаторы, потом вкладывали еще сотни миллионов в настройку. А параллельно начались скандалы с тендерами, когда становилось понятно, что власти прописывали условия тендеров под конкретного поставщика. В итоге сумма значительно превышает 600 млн грн и приближается к 1 млрд грн. Но самое интересное, что спустя несколько лет так ничего и не работает", — говорит Антоненко. 

Кстати, о тендерных махинациях не раз заявляли и участники торгов, которые кроме прочего утверждали, что закупки проводились по завышенным в два-три раза ценам. Например, в своей жалобе АМКУ фирма "КС-Мехатроникс" указывала, что заявленная стоимость закупки валидаторов существенно превышает стоимость валидаторов, которые закупаются в других регионах Украины.

"При закупках аналогичных систем в объеме от 70 до 400 единиц средняя стоимость одного валидатора составляет от 9,1 тыс. до 33,6 тыс. грн. В случае же с "Киевпасстрансом" закупается 5500 валидаторов, а их заявленная ожидаемая стоимость — 83,6 тыс. грн за штуку", — говорится в жалобе компании.

Но это далеко не все претензии финансового характера. Так, в середине года в КГГА провели аудит деятельности департамента информационно-коммуникационных технологий и подчиненных ему предприятий "Информатика", "Киевтелесервис" и ГИВЦ (Главный информационно- вычислительный центр), который сейчас является оператором электронного билета. Проверка касалась выполнения мероприятий городской программы "Электронная столица" с 2015 по 2018 год, на которую из бюджета было выделено 703 млн грн. Из них, по результатам проверки, почти 254 млн грн были потрачены с нарушением, которые привели к потере 48 млн грн. Больше всех отличился ГИВЦ, который на протяжении трех лет получил из бюджета 106 млн грн. Из них через финансовые нарушения потеряли 71 млн грн.

Деньги за е-билет идут через частную фирму
Тем временем киевляне заметили еще одну интересную деталь. Все средства, которые тратят на электронные билеты (в виде карточек по 50 грн каждая без права вернуть деньги) и их пополнение, прежде чем оказаться на счетах коммунального предприятия, проходят через частную фирму "Герц", зарегистрированную в Одессе. Именно ее реквизиты указаны на чеках при покупке и пополнении карт через терминалы самообслуживания, установленные в метрополитене.

Как объяснили "Вестям" в департаменте информационных технологий, это предприятие является оператором терминалов по обслуживанию е-билета. Кроме того, коммунальное предприятие ГИВЦ, которому мы платим за коммуналку, пользуется электронной системой приема платежей, созданной на основе программного обеспечения фирмы "Герц". За это столичные власти ежегодно платят этой фирме миллионы гривен. Так, за пользование системой в 2017 и 2018 годах ГИВЦ заплатил по 10 млн грн, а в 2019 году — 7 млн грн.