09 ноября 2005 11:27

Сталевары боятся без охраны

Очередной конфликт между «Укрзализницей» и меткомбинатами случился из-за сторожей

Сталевары боятся без охраны

Месяц назад Минтранссвязи ввела новые правила перевозок, обязав предприятия самостоятельно охранять отправляемые грузы. Подсчитав свои убытки, металлурги ужаснулись и пригрозили остановить производство.

Государственная компания «Укрзализница» -- один из главных регулирующих механизмов для перекачивания денег из частных предприятий в бюджет страны. Чем выше тарифы, тем, соответственно, больше налогов заплатит железная дорога.

Однако прямо повышать стоимость услуг не так просто – любые инициативы «Укрзализници» в этом вопросе наталкиваются на мощное сопротивление со стороны промышленного лобби в правительстве. После того, как в апреле тарифы на грузовые перевозки выросли в полтора раза, возмущенные металлурги готовы грудью защищать свои законные интересы, чтобы не допустить повторного удорожания услуг.

Поэтому вместо того чтобы повышать тарифы Министерство транспорта попыталось сократить количество услуг, предоставляемых за те же деньги. Во время правительственного кризиса 12 сентября 2005 года родился Приказ Минтрассвязи №540, согласно которому обязанности «Укрзализницы» по охране грузов перекладываются на плечи предприятий. 4 октября этот документ был зарегистрирован в Министерстве юстиций.

Интересно, что промышленники только недавно осознали, что это нововведение может вылиться для них в серьезную проблему.

«Ежедневно с металлургических предприятий осуществляется по 50-70 отправок продукции, и как обеспечивать их сопровождение, если не весь груз идет сразу от станции отправления к потребителю, - он может проходить несколько этапов. На каждом заводе, в таком случае, нужно создать огромную армию, получать лицензии на право охраны грузов, а также приобретать «теплушки», чтобы ехал в них мужик в тулупе с ружьем», -- говорит гендиректор ПХО «Металлургпром» Василий Харахурлах.

Ознакомившись с жалобами сталеваров министр промполитики Владимир Шандры заявил, что считает необходимым отменить действие приказа №540, как не соответствующего действующему законодательству, и вернуть его на доработку.

Одновременно атака на «Укрзализницу» началась со стороны Верховной Рады. Депутаты-металлурги Владимир Бойко (председатель правления ММК им. Ильича) и Сергей Матвиенков (зампредседателя правления ММК им. Ильича) направили запрос в правительство с требованием отменить этот приказ. По наблюдению парламентариев, передав обязанности по охране грузов предприятиям, Минтранс нарушил сразу четыре статьи действующего законодательства, которые имеют высшую юридическую силу.

По заявлению Бойко, если бы изменения вступили в силу, усложнились бы процедуры оформления ряда документов, а железные дороги перестали бы нести ответственность за качество перевозок.

Анализ нововведений «Укрзализницы» огорчил металлургов еще одним важным моментом, который может привести к значительным убыткам предприятий. Приказ Минтранса дает железным дорогам право отказывать в перевозке грузов на основании таких «размытых» причин, как «неправильное маркирование», или «отсутствие технических или технологических возможностей».

«Эти изменения могут привести до безнаказанных неправомерных и необоснованных действий в отношении предприятий. Минтранс дал «Укрзализнице» право не принимать грузы, в то же время не определил критерии и порядок определения обоснований отказа. Не предусмотрена также ответственность железной дороги за злоупотребление и необоснованные отказы в принятии грузов. Таким образом, Приказ № 540 нарушает Закон Украины «Про захист економічної конкуренцій», -- сообщил Бойко.

По-видимому, скандальный приказ Минтранса будет отменен. Однако борьба за гармонизацию уровня железнодорожных тарифов, безусловно, продолжится. Напомним, что гендиректор «Укрзализныци» Зенко Автаназив пообещал до конца года поднять грузовые тарифы на внутренние перевозки еще на 10%, чтобы привести их в соответствие с нормами ВТО. Так что нового конфликта стоит ждать уже скоро.