08 июля 2005 14:14

Победит ли «Каштан» евро

Прибыль легкой промышленности съедает падение курса иностранных валют

Григорий Иосифович, как вы оцениваете состояние легкой промышленности Украины?

Сегодня около 80-90% отечественного легпрома работает по давальческим (толлинговым) схемам. То есть мы перерабатываем чужое сырье и отдаем иностранцам готовую продукцию. Толлинг - это и наша палочка-выручалочка, и одновременно могильный камень, придавивший техническое и социальное развитие предприятий.

Стоит отметить, что если бы не давальческие схемы, легпром в Украине вымер бы подобно динозаврам. Дело в том, что в начале 90-х годов с развалом Союза мы потеряли сырьевую базу и внешние рынки сбыта. Внутри страны также рухнула покупательская способность, и производители вынуждены были либо "сворачиваться", либо хвататься за "спасительный" толлинг.

С другой стороны, давальческие схемы сегодня сильно ужимают прибыли отечественных производителей. В среднем в 2004 году рентабельность предприятий, работающих по толлингу, составляла 5-7%. Этого мало. По подсчетам, если бы мы реализовывали продукцию по самым скромным оптовым ценам у себя в стране, рентабельность была бы не ниже 20%.

Почему же легкая промышленность не спешит переориентироваться на внутренний рынок?

Не хватает мозгов! За время работы на толлинговых схемах у отечественных предприятий атрофировались отделы сбыта. К тому же в Украине еще не появились те профессиональные по-средники-"байеры", которые во всем мире являются промежуточным звеном между предприятиями и потребителями.

Наша фабрика принялась самостоятельно решать эту про-блему. Я поставил задачу: 100% продукции "Каштана" должно продаваться на внутреннем рынке. Это выгодно - как для нас в плане роста прибыли, так и для потребителей, которые получат качественную одежду, популярную среди французов и англичан.

За пять месяцев 2005 года в Украине втрое увеличилось число магазинов, покупающих продукцию "Каштана", таким образом, мы нарастили объемы реализации на внутреннем рынке на 147% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го - до 2,23 млн. грн. Одновременно около 2,47 млн. грн. принесли нам экспортные продажи.

СПРАВКА

Фабрика "Каштан" - крупнейший изготовитель мужских сорочек и женских блуз в Украине. Предприятие, на котором работает 463 человека, выпускает около 700-800 тыс. единиц изделий в год. Продукция "Каштана" экспортируется в Англию, Ирландию, Францию, Норвегию, Чехию.

Легко ли украинским предприятиям конкурировать с иностранными производителями на внутреннем рынке?

Мне обидно за нашего потребителя! Парадокс в том, что продукция "Каштана" получила признание в Европе, а в Украине по баснословным ценам продается стоковая одежда устаревших моделей и часто худшего качества из Польши и Китая. Отчасти подобная нелепость обусловлена менталитетом отечественного потребителя, склоняющегося к импорту. Но главная причина кроется в неравных условиях работы.

Цена качественной мужской сорочки, по определению, не может составлять менее 5 долл. Однако сегодня индикативная стоимость этой продукции, согласно действующим таможенным правилам, составляет 1 доллар, что делает ввозную пошлину почти незаметной. Потери бюджета за счет занижения цен на товары импортного легпрома эксперты оценивают сотнями миллионов гривен.

Также, несмотря на попытки правительства закрыть "окна" на таможнях, в Украине до сих пор полно контрабандного товара. Продавцы не скрывают, что "наваривают" на импорте 100-200%, а на продукции "Каштана" - всего 60-70%.

Что вы можете сказать о перспективах украинского легпрома на экспортных рынках?

Произошедшее повышение курса национальной валюты больно ударило по экспортерам. С начала года доллар упал на 4,7%, евро еще больше. На столько же, получается, снизилась рентабельность давальческих схем. Если процесс не остановится, многие предприятия легкой промышленности пострадают.

Стоит отметить, что качество украинской продукции несравнимо выше, чем, например, у китайских производителей. "Каштан" использует сырье от Tootal и Permes, которые являются поставщиками тканей для Hugo Boss и других ведущих европейских брендов. Мы также имеем преимущества в географическом положении и высоком уровне сервиса, благодаря чему гораздо быстрее выполняем заказы.

Однако рынки Запада плотно упакованы, и фабрикам не так просто наладить там самостоятельную торговлю. Со временем в Украине наконец заполнится пустующая ниша оптовых трейдеров, которые лучше справятся с этой задачей. Также благоприятствовать развитию легпрома будет интеграция Украины в ВТО и Евросоюз, что упорядочит торговлю и привлечет инвестиции. Главное, чтобы украинские предприятия сумели продержаться до этого времени.