11 июня 2007 17:01

Труба не накормит

Украина теряет экспортные позиции, которые до сих пор помогали минимизировать отрицательное сальдо внешнеторгового баланса

По подсчетам Нацбанка, в первом квартале 2007 г. сальдо внешней торговли услугами сократилось до $154 млн, тогда как по итогам первых трех месяцев прошлого года оно составило $219 млн. Эту тенденцию подтверждает и Госкомстат: в январе–марте этого года доля услуг в структуре внешних поставок уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 17,8 до 14,4%. Виной всему стала теплая зима, из-за которой упали объемы транзитных поставок газа в Европу.
В общем объеме экспорта услуг на долю транзита энергоносителей приходится 53%. А потому снижение их прокачки тут же отражается на показателях внешнеторгового баланса. Если в первые три месяца прошлого года Украина заработала на транзите $695 млн, то в первом квартале нынешнего — только $535 млн. «Обнародованные данные еще раз доказывают, что Украине следует активнее развивать другие направления поставок услуг: ведь транзит энергоносителей, кроме сезонных колебаний, имеет еще ряд других ограничений. Сдерживающим фактором роста является отсутствие возможности для маневра. Мы получаем энергоносители из России и можем транспортировать их лишь в одном направлении», — говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.

На сегодня сравниться по ликвидности с транзитом энергоносителей могут только грузо- и пассажирские перевозки. Их общий объем в первом квартале текущего года составил около 40% от всего экспорта услуг. И с начала года транспортная сфера демонстрирует прирост. В морском транспорте увеличение экспорта услуг составило почти 7% в сравнении с первым кварталом прошлого года, в авиатранспорте — 16,4%, на железной дороге — 41%. Однако, по мнению экспертов, такие темпы не могут сохраняться долго. «У нас есть всего один аэропорт-хаб, который может использоваться для промежуточной посадки международных пассажирских рейсов, — «Борисполь», и его ресурсы сейчас используются на пределе. Соответственно без расширения технической базы дальнейший рост невозможен», — пояснили в Государственной авиационной администрации. Далека от желаемой и ситуация в сфере автоперевозок. «Все без исключения международные транспортные коридоры, проходящие через территорию Украины, не соответствуют международным стандартам, поскольку идут через населенные пункты», — пояснили в Государственной службе автомобильных дорог.

«Единственная возможность сохранить нынешние темпы международных перевозок — развивать транспортную инфраструктуру. При этом особое внимание следует обратить на развитие автомобильной сети, поскольку качественные изменения в этой отрасли осуществить проще всего. Основным препятствием для реконструкции сети автодорог являются пробелы в нашем законодательстве. Очевидно, что за счет госбюджета либо бюджетов территориальных общин реконструировать транспортные пути сейчас нереально, поэтому без принятия закона о концессии на автомобильных дорогах продвинуться в этом направлении невозможно», — отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований Екатерина Малюгина. Большие планы на концессионное законодательство возлагают в Кабинете Министров. По словам министра транспорта Николая Рудьковского, только на реконструкцию основных транспортных объектов к Евро-2012 потребуется около $25 млрд. Эти деньги пойдут на строительство автобана Запад–Восток — Львов–Винница–Днепропетровск–Донецк, окружной дороги вокруг Киева, реконструкцию аэропортов в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове и Одессе. Две трети этой суммы в Министерстве транспорта собираются привлечь от внешних инвесторов на условиях концессии.

Помимо улучшения транзитного потенциала, развитие коммуникаций, несомненно, поможет привлечь в Украину иностранный производственный капитал. «Развитая инфраструктура способна привлечь в страну значительно больше инвесторов, чем какие-либо налоговые поблажки и специальные режимы финансирования», — уверяет региональный представитель консалтинговой компании Oxford Business Group Паулис Кунцинас. Все остальные сферы услуг пока вообще не способны тягаться по объемам с транспортниками. К примеру, самое динамичное из экспортных направлений Украины — IT-технологии — пока дают около 1,6% от общего объема экспорта. И, по оценкам самих участников рынка, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы.

«Ограничений для роста у нас нет, но украинские компании пока не готовы к серьезной борьбе за крупных иностранных клиентов. Объем оборотных средств у них в разы меньше, чем у наших западных конкурентов, и мы не можем позволить себе, к примеру, участие в тендерах на обслуживание крупных иностранных компаний, таких как France Telecom. Большая часть отечественных IT-компаний фактически являются субподрядчиками иностранцев и прямых выходов на клиентов у них нет», — пояснил директор компании Futurevision Юрий Рощенко.

 

Автор
Деловая Столица
НОВОСТИ / Нефть и газ