29 августа 2007 13:15

Почему немцам не хватает российской нефти

Почему немцам не хватает российской нефти

Германия, которая на 10% зависит от российской нефти, испытывает перебои с поставками. Многие германские и другие западные СМИ уже назвали россиян ненадежными партнерами. Оказалось, что виновником конфликта оказался "ЛУКОЙЛ", который пытался избавиться от опеки посредников, к рукам которых "прилипает" значительная часть прибыли, и продавать нефть напрямую. Впрочем, кроме проблем пока ничего из этого противостояния не вышло. Вообще много лет российские нефтяники пытаются найти способы повысить стоимость сырья. Но пока безуспешно.

Напомним, что Россия экспортирует нефть в Европу по трем главным направлениям: через черноморский порт Новороссийск, через балтийский Приморск и через наземный трубопровод "Дружба". Последний часто оказывался в эпицентре скандала. Последний раз во время нефтегазового российско-белорусского конфликта. Кроме того, с этим многострадальным нефтепроводом постоянно случаются поломки. Поэтому "Транснефть", в ведении которой находится "Дружба", сейчас строит трубу, которая бы развернула нефтяные потоки с направления в Белоруссию в наш Приморск.

Хотя и полностью избавиться от печально известного нефтепровода невозможно. Ведь по наземному трубопроводу выгоднее транспортировать сырье, особенно в зимнее время, когда на морях случаются бури и пробки от многочисленных танкеров. Даже несмотря на то что европейские трейдеры-монополисты предлагают нашим нефтяникам очень большой дисконт. Другими словами, диктуют несправедливые условия.

Кто бы об этом вспомнил, если бы не начались перебои с поставками нефти в Германию. НПЗ в немецком Шверине, потребляющий более 9% поступающего в страну нефтяного сырья, в течение нескольких месяцев недополучал нефть из России и был вынужден прибегнуть к альтернативным источникам, чтобы не сокращать производство, написала немецкая газета Suddeutsche Zeitung. Перебои с поставками случились и у других немецких заводов.

В связи с этим в немецких и других западных СМИ появились сообщения о ненадежности российских партнеров. А это уже удар по репутации, который совершенно не нужен нашей стране. Естественно, ответа спросили у "Транснефти", но ее представители заявили, что причина лежит вовсе не в области транспортировки. И перекинули вину на поставщиков, в частности, на "ЛУКОЙЛ", который якобы на одну треть не выполняет график своих поставок.

Во вторник представители "ЛУКОЙЛа" признали, что действительно на треть сократили поставки. Но виной всему не российская компания, а конфликт, который разгорелся между ней и трейдером Sunimex. "ЛУКОЙЛ" пытался добиться от него лучших условий. Те не согласились и началась торговая война. Сейчас конфликт исчерпан. Обе компании вроде бы договорились. Вчера представитель "ЛУКОЙЛа" Владимир Семаков подтвердил, что уже в сентябре поставки нефти в Германию вновь выйдут на нормальный уровень. "Наши поставки нормализуются в сентябре", - заверили в "ЛУКОЙЛе".

Но всех проблем достигнутая договоренность тем не менее не решит. Дело в том, что подобные конфликты с европейскими трейдерами случаются не в первый раз и, вероятно, не в последний. Так, в прошлом году случился конфликт между известным трейдером Glencore и информационным агентством Platts. Тогда речь шла о "несправедливом" ценообразовании на российскую нефть. Несмотря на гигантские объемы российского экспорта нефти (250 млн тонн), цена на нашу нефть формируется не на рынке, а через скидку к английской марки Brent. Теряют на этом все. Российское правительство недополучает пошлины, а нефтяники - прибыль.

Выигрывают трейдеры, диктующие условия. В октябре прошлого года торговлю срочными контрактами на марку нефти Rebco пытались запустить на нью-йоркской Nymex, но пока неудачно. Торговля на бирже, по идее, должна резко повысить прозрачность ценообразования, мы смогли бы отвязаться от Brent, а значит, цена сырья выросла бы. Но, похоже, слишком "крепкие" узы пока связывают российских нефтяников с европейскими трейдерами.

Наши нефтяники давно жалуются, что трейдеры их "душат". "Процесс логичный, - комментирует конфликт "ЛУКОЙЛа" аналитик Expertica (один из организаторов торговли Rebco на Nymex) Владимир Плужников. - Им же навязывают нерыночные цены! Если мы сможем организовать биржевую торговлю в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге, это пойдет России на пользу". Вот уже несколько месяцев Expertica и МЭРТ убеждают нефтяников продать хотя бы один танкер на бирже Nymex. Теперь глава МЭРТа Герман Греф обещает организовать и торговлю на товарно-сырьевой бирже Санкт-Петербурга. Правда, непонятно, когда это случится.

Автор
Известия (Россия)
НОВОСТИ / Нефть и газ