23 марта 2006 09:07

«Укргаз-Энерго» вынуждено поделиться

Газотрейдеры могут перепродавать до 15 млрд. кубометров газа, против нынешних 5 млрд.

Газотрейдерскую отрасль сейчас трясет в хорошем смысле этого слова – возвращаются старые времена, когда частным торговым структурам позволяли свободно перепродавать газ на украинском рынке. Такие изменения весьма вероятны в связи с тем, что государство желает уменьшить монопольное влияние поставщика газа в Украину – компанию «РосУкрЭнерго» – на украинский рынок.

Напомним, что единственным поставщиком, который обеспечивает транзит газа в Украину, является швейцарская компания «РосУкрЭнерго» (РУЭ), в которой 50% акций принадлежит ОАО «Газпром», а держателем остальных 50% является дочерняя структура австрийского Райфайзенбанка.

Эта компания будет продавать газ на внутреннем украинском рынке через совместное предприятие с Национальной акционерной компанией (НАК) «Нефтегаз Украины» - СП «Укргаз-Энерго».

Национальная комиссия по регулированию рынка электроэнергетики (НКРЭ) ограничила возможности СП по продаже газа. Помимо верхнего ценового потолка – $ 110 за тыс. куб. м – НКРЭ установила и квоту на объем газа, который «Укргаз-Энерго» может продать на отечественном рынке газа – 5 млрд. куб м.

Это дает возможность газовым трейдерам говорить, что сейчас на рынке существует 30 млрд. куб. м газа, которые кто-то должен реализовывать украинским промышленным потребителям.

Трейдеры рассчитывают, что на их долю припадет около 15 млрд. кубометров. Это те объемы, которые они желают купить у «РосУкрЭнерго» (через «Укргаз-Энерго»), и поставить розничным покупателям. Сейчас объемы газа, которыми оперируют независимые газотрейдеры, составляет около 5 млрд. кубов.

Таким образом, объемы газа, которым торгуют «частники», могут вырасти втрое. Это, безусловно, очень желанная цель для газовых посредников.

Теоретически, если государство не изменит условия лицензии на продажу газа, которая была выдана СП, то эта перспектива станет реальностью. Ведь кто-то должен будет продавать газ украинским промышленным потребителям. Те 40 млрд. газа, которые государственный «Нефтегаз» рассчитывает получить из Туркменистана и из собственной добычи, покроет лишь потребности населения и жилищно-коммунального сектора. Промышленность будет вынуждена покупать либо у «Укргаз-Энерго», либо еще кого-то третьего – которым в существующей системе поставок газа в Украине могут быть лишь независимые трейдеры, которые желают перепродавать газ, купленный у РУЭ.

Однако все же возможен для трейдеров менее радостный сценарий. Дело в том, что СП сейчас повторно подало заявление на получение лицензии на торговлю газом в Украине, с целью получить право продавать больший объем газа. В течение ближайших недель НКРЭ и другие органы вынесут свой вердикт.

В любом случае трейдеры могут быть полезны в этой схеме. Во-первых, СП «Укргаз-Энерго» все равно может не успеть заключить контракты со всеми потребителями. Нужно учесть, что газ покупают тысячи компаний в Украине, и каждая нуждается в своем индивидуальном графике и объеме поставок. Оформление договоров – процесс непростой и небыстрый, и у «Укргаз-Энерго» просто не хватит временных и человеческих ресурсов, чтобы адекватно оформить все сделки.

Во-вторых, трейдеры, за счет своих налаженных связей с банковскими учреждениями и клиентами могут предложить последним более привлекательные цену и условия оплаты. По прогнозам Ассоциации трейдеров, размер отсрочки на оплату поставленного газа, который будут продавать члены Ассоциации, будет составлять приблизительно 3 недели.

Однако следует отметить, что крупным потребителям газа услуги посредников, в общем-то, и не нужны. Такие покупатели «голубого топлива», как предприятия газовой промышленности, металлургии и энергетики, теоретически смогут покупать газ напрямую, к примеру, у того же «РосУкрЭнерго». Однако правительство вряд ли заинтересовано в том, чтобы отдать контроль над поставками газа кому-либо.

Таким образом, весьма вероятно, что украинский рынок торговли газом ждет либерализация, однако она будет носить исключительно ограниченный характер. С одной стороны, свободу рынка будет ограничивать наличие одного источника импортного газа, а с другой – ограничения со стороны государства, как то - установление верхней планки цен, а также квотирование объемов газа, которые могут продавать те или иные игроки отрасли.

НОВОСТИ / Нефть и газ