08 июля 2005 11:30

Мечты «Газпрома»

Отсутствие средств лишает концерн возможности реализовать свои проекты

 Финансовое положение российского газового монополиста оставляет желать лучшего. Правление компании полагает, что проблему можно решить путем приобретения или захвата чужих активов.

Отношения между Россией и Украиной в топливном секторе продолжают ухудшаться. «Газпром» по-прежнему настойчиво предлагает Киеву перейти на европейские цены на топливо. Более того, топ-менеджеры концерна решили «простить» НАКу якобы пропавший из подземных хранилищ энергоноситель и дружески засчитали его в плату за транспортировку. Помимо этого, монополист постоянно напоминает «Нефтегазу», что пройдет каких-нибудь несколько лет, и по дну Балтийского моря ляжет мощный трубопровод, который позволит Москве вообще отказаться от услуг транзита. Но наблюдатели часто задаются вопросом, на какие же средства компания собирается прокладывать свою магистраль?
 
Ведь сегодня концерн не может позволить себе не то что построить новый, но и реконструировать уже существующие трубопроводные сети. По словам экспертов, сегодня износ газотранспортной системы России составляет около 58%. Напомним, что ее длина -- свыше 150 тыс. км. Так что работы специалистам компании предстоит совсем немало. Только вот оборотные средства, к сожалению, не дают «Газпрому» возможности заняться введением новшеств.

Одной из главных проблем «Газпрома» сегодня является высокий уровень его задолженности. Причем, как свидетельствует статистика, этот неприятный показатель постоянно растет. Так, если в 2002 году общий объем финансовых обязательств концерна составлял около 15 млрд. долл., то уже в 2004-м цифра выглядела куда внушительнее – 20 млрд. долл. 20 мая текущего года правление монополиста привлекло еще 1 млрд. евро заемных средств, а 12 июля разместит еврооблигации на сумму 1,9 млрд. долл.

А потому обремененный столь внушительными цифрами «Газпром» вряд ли сможет позволить себе такой масштабный проект, как Северо-Европейский газопровод в ближайшее время. Напомним, что, согласно расчетам, длина морского участка магистрали составит 1,2 тыс. км, а пропускная способность -- от 19 до 30 млрд. куб. м в год.  Но реализация такого амбициозного замысла, к сожалению, требует 5,7 млрд. долл., тогда как чистая прибыль компании в прошлом году составила лишь 7,16 млрд. долл. (при задложенности свыше 20 млрд. долл.). Запуск артерии запланирован на 2010-й. Но в то же время срок погашения большинства займов концерна так некстати приходится на 2007-2008 годы.

Да и помимо этого у «Газпрома» существует масса других проблем, которые нужно решить как можно скорее. Так, на долю концерна сегодня приходится около 90% общего объема добычи голубого топлива. Однако проблема в том, что запасы основных российских месторождений заметно истощились. Пока что поставки осуществляются из запасов, разведанных в 1970-1980-х годах. Но, как известно, отбор топлива приводит к падению давления в скважине, что в свою очередь требует сооружения новых дожимных компрессорных станций. А это снова влечет за собой немалые расходы. Для освоения богатых месторождений Ямала снова нужны деньги. А потому правлению монополиста приходится постоянно думать не только над тем, какими путями, но и что оно будет транспортировать лет через пять.

Но, несмотря на это, «Газпром» продолжает поочередно ссориться и мириться с двумя близлежащими транзитерами -- Белоруссией и Украиной. Сегодня в «опале» у Москвы находится Киев, а отношения с Минском постепенно налаживаются. Между тем, не далее как в прошлом году Россия несколько раз прекращала подачу топлива «Белтрансгазу», ибо президент республики Александр Лукашенко наотрез отказывался принимать новые условия компании Алексея Миллера. Сегодня же концерн пытается пересмотреть договор с НАК «Нефтегаз Украины» и навязать ей европейские тарифы. Но, по мнению экспертов, прессинг со стороны экспортера может длиться лишь до определенного момента. Ибо если до 31 декабря 2005-го «Нефтегаз» и «Газпром» не подпишут ежегодный протокол об объемах транзита, то последнему грозят серьезные штрафные санкции от европейских потребителей. Что при нынешнем финансовом положении предприятия вряд ли устроит Миллера.

Впрочем, российские власти предлагают своеобразный способ увеличения прибыльности концерна. Государство выкупило 10,7% акций «Газпрома» и пока что безуспешно пытается объединить его с «Роснефтью». Последняя же в начале года похвасталась довольно ценным приобретением -- национализированным добывающим подразделением «ЮКОСа» под названием «Юганскнефтегаз».

Напомним, что 30 октября 2003 года Генеральная прокуратура России наложила арест на 44% акций "ЮКОСа", которые принадлежали двум оффшорным компаниям -- Yukos Universal Ltd. и Halley Enterprises. Главы нефтяного гиганта -- Михаил Ходорковский и Платон Лебедев -- были взяты под стражу. Власти обвинили менеджмент предприятия в неуплате налогов в крупных размерах. Разбирательство, которое длилось больше года, завершилось продажей крупнейшего добывающего подразделения «ЮКОСа» -- «Юганскнефтегаза» на аукционе. И 19 декабря 2004-го тендер выиграла компания "Байкалфинансгруп", которая, как впоследствии выяснилось, принадлежит НК «Роснефть». Спустя некоторое время топ-менеджеры компании получили по девять лет тюремного заключения.

Как оказалось, все это лишь часть грандиозного стратегического замысла российских властей. А идея такова: превратить убыточный концерн в мощную государственную энергетическую компанию путем слияния «Газпрома» и обновленной «Роснефти». В перспективе монополист также намерен приобрести активы зарубежных нефтяных компаний и увеличить долю черного золота в своем балансе до 55%. Более того, предприятие Миллера планирует широкомасштабную экспансию в электроэнергетику. Словом, стремится взять под контроль все, что возможно.

Сложно сказать, чем это обернется на практике. Ведь «приобретение активов» на языке непредсказуемых российских властей может означать национализацию других нефтяных компаний. Более того, радужные проекты так упорно отвлекают менеджеров «Газпрома» от наболевших серых будничных вопросов, что клубок накопившихся проблем так и остается нераспутанным.

НОВОСТИ / Нефть и газ