30 июня 2006 18:24

Горячие цены

Стоимость горючего будет расти

На прошлой неделе пошлина на экспорт нефтепродуктов из России выросла с 137,9 до 146,9 долл./т. Это заметно повысит стоимость горючего на заправках Украины в ближайшем будущем.

Поставщики импортного топлива пообещали, что цены на их продукцию из-за повышения платы на границе, увеличатся на 10-15%. Это отразится на розничной стоимости ГСМ в Украине. Сегодня государство потребляет примерно 16 млн. тонн горючего, из них около 35% поступают из-за рубежа.

Напомним, что импортные барьеры для нефтепродуктов были сняты 17 мая 2005 года. Ранее на украинской границе поставщики горючего обязаны были перечислять в бюджет от 15 до 40 евро с каждой тонны бензина и 1,5 евро -- с каждой тонны дизельного топлива. Депутаты проголосовали за соответствующий законопроект, чтобы восполнить дефицит бензина на рынке. По мнению экспертов, такой шаг только навредил.

"Отменив в апреле прошлого года ввозную пошлину на нефтепродукты, Украина дала льготы импортному производителю, а нужно их дать отечественному, который обеспечивает наши рабочие места и платит здесь налоги. НПЗ, находящиеся на нашей территории, поставили в неравные условия с российским и белорусским бизнесом", -- заявил экс-глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко.

Сейчас для удорожания топлива появилась еще одна причина -- начало сельскохозяйственных работ. 27 июня аграрии приступили к уборке урожая. Как известно, в такие периоды спрос на автомобильное топливо возрастает. Его стоимость на заправках страны тоже повышается. Впрочем, глава Минагрополитики Александр Баранивский уверен, что сейчас государство располагает достаточными объемами горючего, чтобы провести полевые работы без проблем.

Но, тем не менее, цена горючего на заправках страны продолжает подниматься. По мнению наблюдателей, исправить ситуацию мог бы рост внутреннего производства товара. Однако отечественные предприятия сейчас находятся в незавидном состоянии. Из шести НПЗ действуют только три -- Кременчугский, Лисичанский и Надворнянский. Присутствие импортеров, которые получили возможность беспрепятственно ввозить топливо в Украину, привело к тому, что сегодня заводы не могут работать на полную мощность и несут убытки, так как себестоимость производства бензина у них достаточно высокая, а зарубежные поставщики не платили пошлину на границе и могли продавать горючее дешевле.

Нефтяники многократно обращались к властям с просьбой провести ряд изменений на законодательном уровне, которые позволили бы улучшить ситуацию в отрасли. Прежде всего, по мнению участников рынка, необходимо ввести пошлину на импорт горючего в Украину. Ее размер должен быть гибким и прямо пропорциональным качеству ГСМ. То есть те, кто действительно ввозит в страну хороший бензин, платят меньше. Бизнесмены также предлагают устранить барьеры для ввоза в страну оборудования. Это позволит ускорить модернизацию НПЗ и сделать отечественные бензины более конкурентоспособными.

Украинские власти надеются запустить нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсном режиме уже в 2007 году. В Минтопэнерго полагают, что проект рентабелен, осталось лишь подписать соответствующие соглашения с экспортерами -- Азербайджаном и Казахстаном. Но, по мнению наблюдателей, все не так просто.

4 июня текущего года нефтяники начали коммерческую прокачку сырья по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». Этой магистрали более чем достаточно, чтобы транспортировать все экспортные объемы азербайджанского энергоносителя. Страна сегодня добывает более 20 млн. тонн черного золота в год, из них за рубеж отправляется примерно 69% -- 14,4 млн. тонн. А мощность новой артерии -- 50 млн. тонн в год. То есть Азербайджан не в состоянии заполнить ее даже наполовину.

Недостающие объемы для «Баку-Тбилиси-Джейхан» готов предоставить второй потенциальный поставщик сырья для «Одесса-Броды» -- Казахстан. Официальная Астана неоднократно заявляла об этом. Недавно президенты Азербайджана и Казахстана подписали соответствующее соглашение. Вначале Казахстан намеревался экспортировать 10 млн. тонн нефти в год, а затем -- увеличить этот показатель до 25 млн. По словам президента страны Нурсултана Назарбаева, это будет третий маршрут транспортировки энергоносителей на мировой рынок, наряду с магистралями через Россию и в Китай. Проект начнет действовать в 2009 году, когда стороны построят трубопровод до месторождения Кашган по дну Каспийского моря.

А ветка «Броды-Плоцк», без которой азиатские экспортеры вряд ли согласятся поставлять нефть для «Одесса-Броды», появится не раньше 2010 года. Поэтому шансы, что украинская магистраль продолжит работу в реверсном режиме, остаются высокими.

НОВОСТИ / Нефть и газ