06 июля 2005 13:36

Ищем виновных

АМКУ обвиняет нефтяные компании в монопольном сговоре

 На днях глава Антимонопольного комитета заявил, что российские предприятия "ТНК", "Лукойл" и "Альянс" сообща контролируют большую часть украинского рынка ГСМ. Но, по мнению наблюдателей, подобные обвинения безосновательны.

Власти в очередной раз решили взяться за топливный сектор страны. Напомним, что во время бензинового кризиса премьер-министр Юлия Тимошенко неоднократно обвиняла российских нефтяников в заговоре против Украины. Она говорила, что в отрасли сформировался картель, который попросту решил подзаработать на отечественных потребителях.

После завершения кризиса обвинения в адрес производителей утихли. Но, как оказалось, ненадолго. Так, на днях председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев заподозрил российские нефтяные компании "ТНК", "Лукойл" и "Альянс" в создании монополии на рынке горючего. Однако реальная картина отрасли, по мнению наблюдателей, является подтверждением обратного.

Первым опровержением слов главы АМКУ является законодательство Украины, которое гласит, что монопольное положение в секторе экономики занимает предприятие, которое контролирует минимум 35% рынка. В то же время показатели российских нефтяных компаний немного не дотягивают до этой планки. Так, сегодня "ТНК" занимает около 30% сегмента, доля НК "Альянс-Украина" составляет примерно 14-15%, в то время как "Лукойл" довольствуется лишь 10%.

Алексей Костусев

Во-вторых, масштабные рекламные кампании, которые проводят российские предприятия, свидетельствуют о жесткой конкуренции между ними. Так, в текущем году "ТНК" потратила на раскрутку своей продукции около 1 млн. долл. Остальные также прибегают к различным творческим решениям, дабы завоевать доверие потребителя и окончательно переманить его от соперника на свою сторону.

Возможно, Костусеву пришелся не по душе тот факт, что сегодня четыре из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов принадлежат российским инвесторам. Так, Одесский НПЗ сегодня конролирует компания "Лукойл". ОАО "Херсоннефтехимпереработка" находится в руках предприятий "Казахойл" (около 60% акций) и НК "Альянс" (27,64%). Лисичанским НПЗ успешно управляет "ТНК". Но при этом не следует забывать, что именно с приходом капитала из-за рубежа простаивающие предприятия начали нормально функционировать.

И вскоре эти вертикально интегрированные компании с иностранными инвестициями стали уверенно занимать ведущие позиции на рынке горючего. А украинские игроки, к сожалению, могут конкурировать с ними исключительно за счет политической протекции или же личных связей с руководством НПЗ. Например, Дрогобычский комплекс "Галичина" подконтролен народному депутату Игорю Еремееву. В то же время износ оборудования на этому предприятии достаточно высок. Эксперты полагают, что такой подход лишь вредит отечественным предприятим, ибо у них попросту отсутствует стратегия развития, в то время как транснациональные корпорации частенько заявляют о различных технологических новшествах, слияниях и поглощениях. Словом, постоянно движутся вперед… Результаты говорят сами за себя: 30-40% горючего в нашей стране продается на бензоколонках под иностранными брендами. Однако это еще не повод для того, чтобы обвинять их в монопольном сговоре.

Чтобы получить представление о настоящей монополии, достаточно вспомнить старинный колосс под названием Standard Oil. Его создал один из пионеров отрасли -- Джон Рокфеллер. После бурения первой скважины в 1859 году в Пенсильвании в Штатах начался беспорядочный рост добычи. Хаос, царивший в нефтяной индустрии в те годы, пришелся Рокфеллеру не по душе. И он решил покончить с ним довольно простым способом -- взять все под свой контроль. Сначала в распоряжении бизнесмена были только перерабатывающие комплексы. Однако вскоре Рокфеллер начал активно скупать все добывающие компании. По мере расширения его империи в Штатах оставалось все меньше независимых предприятий. Да и "выжившим" становилось все труднее выдерживать колоссальный натиск со стороны гиганта Standard Oil. Ибо тем, кто отказывался с ним сотрудничать, приходилось нелегко. Например, тарифы на перевозку продукта по железной дороге для таких бизнесменов были гораздо выше, чем для их мощного соперника. Словом, действовал принцип: "Кто не с нами, тот против нас". И со временем магнату удалось побороть конкурентов в США, а также охватить 78% мирового рынка в 1888 году.

А потому, по мнению наблюдателей, сегодня властям необходимо не искать виновных, а всерьез задуматься над решением насущных проблем в нефтяной индустрии. В первую очередь нужно налаживать диалог с основным поставщиком ресурса для НПЗ -- Россией, которая упорно повышает экспортную пошлину на черное золото. Необходимо также диверсифицировать источники сырья, но делать это постепенно, а не хвататься за голову в период очередного кризиса.

НОВОСТИ / Нефть и газ