04 августа 2005 13:39

Где построить НПЗ

Правительство пытается определиться с будущим нефтяной отрасли

На днях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пообещала построить в Крыму новый нефтеперерабатывающий завод. По мнению экспертов, делать это нецелесообразно.

Правительство Украины решило в очередной раз порадовать своих жителей интересным проектом. На сей раз это новый нефтеперерабатывающий комплекс. Юлия Тимошенко твердо уверена, что страна просто жить не может без такого современного предприятия. Но вот определиться, где этот очень нужный объект поставить, никак не в состоянии.

Еще каких-нибудь четыре месяца назад правительство утверждало, что новый завод должен непременно располагаться в Бродах. Почему именно там? Потому что, по мнению чиновников, после запуска злополучного трубопровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме поставки сырья на запад Украины резко возрастут. Да и самый большой резервуар страны для хранения нефти емкостью 75 тыс. тонн расположен именно там.

Правда, вскоре власти оставили эту затею. Наверное, вспомнили, что на западе Украины уже есть два нефтеперерабаывающих комплекса: один -- в Дрогобыче, а второй – в Надворной, и их мощностей пока что достаточно.

Впрочем, идея постройки нового НПЗ не покидала умы радикально настроенного правительства. Через некоторое время премьер опять заговорила о его необходимости. Но на сей раз она предлагала построить его в Одессе. Ведь в самом городе находится порт, а примерно в 40 км от него расположен морской нефтяной терминал «Южный». По Черному морю курсируют загруженные танкеры. Но, вот ведь незадача, оказывается, и там завод есть. И принадлежит он «Лукойлу». Куда деваться?

А вот в Крым, например. Недавно, во время очередной поездки в Симферополь глава правительства заявила, что новому НПЗ – быть! И не где-нибудь, а на базе морского нефтяного терминала в Феодосии. По ее словам, для объекта уже подготовлен участок, и вскоре начнутся строительные работы. Однако целесообразность подобного проекта вызывает у многих сомнения.

Так, первый вице-премьер министр Анатолий Кинах считает, что Украина пока не испытывает острой нужды в новом НПЗ. Поскольку мощности уже существующих не загружены полностью. Его мнение разделяет и бывший глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко. По его мнению, такие проекты сопряжены с немалыми затратами, которые Кабмин сегодня просто не может себе позволить. \"Что такое строительство нового НПЗ современного образца? Это примерно 1 млрд. долларов, которые сейчас найти правительству будет достаточно сложно\", - отметил лидер Республиканской партии.

Директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, кроме вышеупомянутых, назвал еще несколько аргументов против постройки НПЗ в Феодосии. По его мнению, создание такого серьезного промышленного объекта сильно ударит по туристической инфраструктуре Крыма, которая и без того сегодня находится в незавидном состоянии.

Да и неплохо бы уяснить, для чего, собственно говоря, нужен этот завод. Чтобы насытить Украину бензином? Но ведь для этого достаточно вывести на полную мощность уже существующие. Напомним, что сегодня страна располагает потенциалом шести НПЗ, которые способны перерабатывать до 50 млн. тонн сырья в год. В то же время их производительность достигает максимум 22 млн. тонн. Если же добавить к ним еще один, который сможет справляться с 10 млн. тонн в год, как обещает Тимошенко, то что из этого выйдет? Если глава правительства хочет разрушить «российскую монополию» на рынке, то, по мнению аналитиков, ей следует поискать новые источники нефти и обеспечить их поставку, скажем, на Лисичанский НПЗ, который при способности перерабатывать до 16 млн. тонн в год, пока что довольствуется лишь 6 млн. тонн. Примерно так же выглядит картина и на Кременчугском гиганте – из проектных 18 млн. тонн в год предприятие также производит горючее лишь из 6 млн. тонн. Достаточно максимально повысить обороты хотя бы одного из них, чтобы с лихвой покрыть все потребности страны.

Поэтому вариант внутреннего рынка автоматически отпадает. Выходит, что премьер-министр хочет производить нефтепродукты на экспорт. Спрос на горючее в мире действительно растет. Но, по словам вице-президента ТНК-ВР по переработке и сбыту, сегодня наибольшую потребность в топливе испытывает отнюдь не Европа. «Центр потребления нефтепродуктов сегодня находится не в Европе», - заявил топ-менеджер. По его мнению, крупнейшими потребителями являются США и Китай, которые постоянно наращивают импорт углеводородов.

Слова вице-президента ТНК-ВР подтверждаются данными статистики. Сегодня Китай потребляет примерно 6,7 млн. барр. нефти в день. Для сравнения: примерно столько составляет суточная норма добычи в Иране и Объединенных Арабских Эмиратов вместе взятых. По прогнозам аналитиков, спрос на черное золото в Поднебесной к 2025 году повысится до 14,2 млн. барр. в день, из которых 10,9 млн. барр. будет составлять чистый импорт.

Причиной такой динамики является стремительный рост китайской промышленности. Объем ВВП страны в прошлом году вырос на 9,5%. Поток иностранных инвестиций в экономику восточного государства составил 57 млрд. долл. в 2004-м.

Но Украина, к сожалению, не обладает большими запасами нефти, чтобы начать экспортировать ее в Китай. А для того, чтобы продавать за рубеж горючее с нового завода «европейского уровня», необходимо позаботиться о поставках сырья для него. Однако, если сегодня существующие предприятия не получают достаточное количество ресурса, то уже что говорить о новом? По мнению наблюдателей, в данном случае может повториться грустная история трубопровода «Одесса-Броды». Тогда обязательное правительство выполнило свое обещание и построило объект, вложив в него около 500 млн. долл. А затем попросту не знало, что с ним делать. Ибо страны-экспортеры почему-то упорно отказывались транспортировать свой энергоноситель по нашей магистрали. Поэтому аналитики рекомендуют властям тщательно взвесить все «за» и «против» проекта НПЗ и только после этого переходить к действиям. 

НОВОСТИ / Нефть и газ