10 июля 2005 19:34

После бури

Отечественная нефтепереработка возвращается к прежним объемам

В июне украинские НПЗ увеличили свою производительность. Но, по мнению аналитиков, это не сможет остановить рост стоимости горючего на бензоколонках страны.

Похоже, что отечественная нефтеперерабатывающая отрасль понемногу приходит в себя после весеннего топливного кризиса. С одной стороны июньская динамика украинских заводов не может не радовать. Так, если в мае производительность предприятий снизилась на 14,8% -- до 1,26 млн. тонн, то показатели прошлого месяца рисуют совершенно другую картину. В первую очередь заметно выросли поставки сырья на НПЗ. В июне их объем вырос на 52,3% по сравнению с маем -- до 1,74 млн. тонн.

Но с другой стороны производительность отрасли повысилась в основном благодаря запуску Лисичанского НПЗ, который не работал в мае. Напомним, что 9 апреля ЛиНОС остановился на ежегодный плановый капитальный ремонт и планировал завершить его до 11 мая. Однако авария "Северодонецком котельно-механическом заводе" повредила оборудование предприятия, и работы затянулись до 24 мая. Но в июне предприятие с лихвой наверстало упущенные объемы. За этот период завод переработал 549 тыс. тонн сырья.

В то же время другие предприятия немного сбавили обороты. Так, Кременчугский НПЗ в июне снизил свою производительность на 2%, по сравнению с маем – до 482,2 тыс. тонн. Уменьшилась и производительность Одесского НПЗ. В прошлом месяце компания переработала 195 тыс. тонн сырья, что на 18,8% меньше, нежели в мае.

НПК "Галичина" в июне продемонстрировал самый низкий показатель -- 30,6 тыс. тонн. А "Нефтехимик Прикарпатья" в минувшем месяце сбавил свои обороты на 33,4% -- до 148,6 тыс. тонн.

Аналитики утверждают, что стоимость горючего в ближайшем будущем будет расти. Прежде всего они связывают это со стремительным удорожанием черного золота на мировых рынках. Тропические ураганы в Мексиканском заливе -- одном из нефтеносных регионов США -- стали поводом для новых спекуляций на ведущих товарных биржах планеты. Стоимость углеводородного сырья марки WTI достигла 60 долл./барр. Безусловно, вслед за ними эхом откликнулись и котировки российкого urals, которое сегодня продается в среднем по 56 долл./барр.

Украинские переработчики сегодня закупают ресурс примерно по 350-360 долл./т. А потому в дальнейшем розничная стоимость автомобильного топлива будет расти. Прогнозы аналитиков на июль относительно удорожания сходятся на цифре 10%. Но некоторые наблюдатели полагают, что это далеко не предел. Ведь с 1 августа правительство России намеревается в очередной раз повысить размер экспортной пошлины на черное золото. На сей раз со 136 до 140 долл./т. А осенний период будет традиционно отмечен столь невыгодной для нефтяников уборкой урожая. Ведь именно в этот период власти вынуждают менеджеров НПЗ обеспечивать аграриев дизтопливом и низкооктановым бензином по льготным ценам. И в таких случаях производители, как правило, увеличивают тарифы на АЗС, дабы компенсировать убытки от сельскохозяйственных работ. А потому в ближайшие месяцы можно ожидать лишь дальнейшего роста стоимости ГСМ.

НОВОСТИ / Нефть и газ