20 июля 2005 19:43

Спор завершен

Киев и Москва решили судьбу российского газа в украинских ПХГ

На днях НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром» подписали соглашение об отборе российского топлива из украинских хранилищ. Согласно документу, 2,55 млрд. куб. будут включены в плату за транзит, а 5,25 млрд. куб. м. передадут «РосУкрЭнерго».

Напряженное противостояние между двумя газовыми монополиями наконец-то завершилось. Напомним, что в начале прошлого месяца российско-украинские отношения в топливном секторе заметно ухудшились. Тогда руководство московского концерна стало настойчиво предлагать Киеву перейти на денежные расчеты за энергоноситель и закупать его по европейской цене -- 160 долл. за 1 тыс. куб. м.

Алексей Ивченко

Вскоре топ-менеджеры «Газпрома» преподнесли НАКу еще один еще неприятный сюрприз. Они стали обвинять «Нефтегаз» в таинственной пропаже 7,8 млрд. куб. м. топлива из украинских подземных хранилищ. По словам главы российского концерна Алексея Миллера, его компания планировала выкачать около 3,5 млрд. куб. м для поставок по экспортным контрактам. Он также добавил, что с 13 октября 2004 года по 22 марта 2005 года концерн направил НАКу 40 заявок на отбор своего газа из ПХГ. Но все сигналы якобы остались без внимания.

Позже делегация российского концерна и украинские специалисты совместно проверили подземные хранилища. Вслед за этим обе стороны поставили свои подписи под актом сверки наличия в них упомянутого объема газа. Тем самым глава Алексей Миллер признал, что никто ничего у него не воровал.

Тем не менее, «Газпром» не собирался отступать и продолжал прессинг. Монополист официально заявил Киеву, что намерен зачесть 7,8 млрд. куб. м топлива в плату за транзит. При этом концерн любезно согласился продать «Нефтегазу» дополнительные объемы, но уже по европейской цене. НАК, со своей стороны, грозился включить этот газ в счет экспорта российского энергоносителя через территорию Украины в Европу. А в этом случае Москва обязана за него заплатить.

Но вскоре стороны все же пришли к компромиссу. 17 июля они подписали соглашение о дальнейшей судьбе 7,8 млрд. куб. российского газа. «Газпрому» все же удалось зачесть часть из них (2,55 млрд. куб. м) в счет оплаты европейского транзита. Правда, глава «Нефтегаза» Алексей Ивченко оптимистично заявил, что это дополнительный объем, который добавится к ранее запланированному и увеличит поток топлива из РФ в этом году на 2,55 млрд. куб. м. Но на самом деле Москва попросту вычла их из плана поставок в Украину в 2005-м.

Подтверждением этому является комментарий заместителя главы правления «Газпрома», директора госкомпании «Газэкспорт» Александра Медведева: «Если СМИ правильно передают слова г-на Ивченко, то они вызывают у нас, по крайней мере, удивление, так как большинство из этих заявлений не соответствуют ни букве, ни духу достигнутых вчера договоренностей».

Он отметил, что «Газпром» действительно засчитал 2,55 млрд. куб. своего топлива из украинских ПХГ в плату за транзит. Верно и то, что российский концерн в 2005 году увеличит транзит топлива через Украину на 8 млрд. куб. м. Но это вовсе не означает, что Россия рассчитывается упомянутыми 2,55 млрд. куб. м за сверхплановый объем. "Эти 2,55 млрд куб. м газа зачтены в счет частичной оплаты услуг по транзиту всего объема газа «Газпрома», который в 2005 г. будет поставлен на экспорт через Украину", -- заявил глава "Газэкспорта".

Медведев также опроверг заявление Ивченко о том, что «Газпром» в 2005 году закачает в украинские хранилища еще 2 млрд. куб. м топлива. Вскоре, правда, пресс-служба НАКа и сама стала отрицать слова главы "Нефтегаза". В пресс-релизе холдинга значилось, что отечественные СМИ "противоречиво интерпретируют" реплики Ивченко. То есть, оказывается, нельзя буквально воспринимать все высказывания председателя правления газовой монополии.

Оставшиеся объемы -- 5,25 млрд. куб. м -- будут постепенно передаваться компании «РосУкрЭнерго», которая сегодня занимается поставками туркменского топлива в Украину.

Пользуясь случаем, Алексей Ивченко посетовал на предыдущее руководство НАКа, которое якобы оставило ему в наследство немало серьезных проблем. В первую очередь он заявил, что его предшественники практиковали отбор газа из подземных хранилищ, но при этом не закачивали его обратно. «Но мы эту проблему успешно разрешили», -- бодро заявил Ивченко
Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то окажется, что на самом деле повода для радости нет. Ибо что в этом случае следует считать "успешным решением проблемы"? То, что Украина потеряла 2,55 млрд. куб. газа, поставлеямого в качестве платы за транзит? Но ведь при предыдущем руководстве НАКа подобных прецедентов не возникало. «Газпром» и «Нефтегаз» всегда четко согласовывали режимы отбора топлива из подземных хранилищ и были довольны сотрудничеством. Более того, в этот период Алексей Миллер ни разу не предлагал Украине перейти на столь невыгодную для нее денежную форму оплаты транзита и европейские расценки.

Не преминул Алексей Ивченко раскритиковать политику бывшего руководства НАКа в отношении Туркменистана. Он с уверенностью заявил, что его предшественники использовали «коррупционный» механизм расчетов за голубое топливо. Напомним, что эта «схема» предусматривала оплату 50% стоимости энергоносителя денежными средствами и 50% -- товарными поставками. В то же время сам Ивченко полагает, что сделал финансовые отношения с Ашхабадом более прозрачными. А потому в дальнейшем ему удастся избежать конфликтов с президентом республики Сапармуратом Низязовым.

Но и у этой медали есть обратная сторона. Казалось бы, то, что Украина вернулась к прежней цене туркменского топлива, -- заслуга немалая. Но вот только нюансы этого соглашения портят всю картину. Да, действительно, Киев будет закупать у Ашхабада энергоноситель по 44 долл. за 1 тыс. куб. м. Но при этом он будет оплачивать его только деньгами. Что, по мнению экспертов, невыгодно ни для самого «Нефтегаза», ни для экономики страны в целом. Во-первых, отечественные предприятия теряют туркменский рынок сбыта и несут убытки в размере 500 млн. долл. Потеряв потребителей, компании снизят объемы производства и будут недозагруженными. Во-вторых, эта цифра тут же ложится тяжким грузом на плечи НАКа. И валютные обязательства компании перед Ниязовым заметно возрастают.

А покрыть эти расходы в нынешней ситуации довольно проблематично. Ибо выросли не только внешние, но и внутренние расходы «Нефтегаза». За последние полгода правительство сильно увеличило налоговую нагрузку на холдинг. Так, если в 2004 году компания перечислила в бюджет около 5,84 млрд. грн., то уже за шесть месяцев 2005-го она выплатила 5,72 млрд. грн. А к концу года цифра может достичь 11 млрд. грн.

Экс-глава "Нефтегаза" Юрий Бойко называл критическим уровнем налоговой нагрузки на компанию, после которой происходит замораживание проектов по газоразведке и расширению добычи, ввиду недостатка финансирования 7-8 млрд. грн. в год.

Ивченко же считает подобную тенденцию очередным шагом вперед. Но стоит и здесь посмотреть на ситуацию с другой стороны, как сразу бросаются в глаза негативные последствия этой политики. Цель роста налоговой нагрузки на «Нефтегаз» -- наполнить социально ориентированный бюджет государства. Очевидно, главе «Нефтегаза» не докладывают, что роста добычи газа в этом году не будет — новые скважины не бурят, а команду геологов распускают, потому что нет денег.

Безусловно, в подобной ситуации существуют различные варианты. Например, сегодня холдинг открыл кредитную линию, благодаря которой и наращивает налоговые отчисления. Можно и в дальнейшем активно прибегать к внешним заимствованиям и таким образом покрывать дефицит госбюджета. Однако опыт «Газпрома» показывает, что высокая задолженность лишь сдерживает развитие предприятия. Напомним, что сегодня объем фискальных обязательств концерна превышает 20 млрд. долл. А чистая прибыль за прошлый год -- лишь 7,16 млрд. долл. При этом износ газотранспортной системы России составляет около 58%. А поставки осуществляются из месторождений, разведанных в 1970-1980-х годах. Разработка новых ведется очень слабыми темпами.

А потому, по мнению наблюдателей, сегодня руководству «Нефтегаза» нужно не искать виноватых, а обратить серьезное внимание на проблемы своей компании. Ибо дальнейшее промедление может обернуться для нее очень неприятными последствиями. Ибо грядущее падение объемов добычи и отсутствие средств для закупки газа за рубежом грозят Украине дефицитом голубого топлива в недалеком будущем. А это в свою очередь парализует работу крупных промышленных объектов, тем самым замедляя экономический рост страны. Более того, нехватка энергоносителя также негативно отразится на населении во время отопительного сезона. Словом, необходимо срочно решить все наболевшие вопросы "Нефтегаза" пока еще не поздно.

НОВОСТИ / Нефть и газ