10 апреля 2017 19:20

Абонент вне зоны обслуживания, но в зоне интересов

Абонент вне зоны обслуживания, но в зоне интересов

Несмотря на тайм-аут, который намерен взять энергорегулятор с 10 апреля минимум на три месяца, правительство Украины пообещало МВФ ввести абонентскую плату за газ до 1 августа 2017 г. НКРЭКУ утверждает, что до начала отопительного сезона 2017–2018 гг. стоимость газа, включая его транспортировку и распределение, для потребителей не изменится.

Несмотря на тайм-аут, который намерен взять энергорегулятор с 10 апреля минимум на три месяца, правительство Украины пообещало МВФ ввести абонентскую плату за газ до 1 августа 2017 г. 

НКРЭКУ утверждает, что до начала отопительного сезона 2017–2018 гг. стоимость газа, включая его транспортировку и распределение, для потребителей не изменится.

28 марта Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла решение о введении в действие с 1 апреля абонентской платы за распределение газа. В тарифы на распределение газа заложены расходы оператора ГТС — ПАО "Укртрансгаз" на транспортировку газа магистральными газопроводами до газораспределительных систем и услуги облгазов за распределение и доставку газа потребителям. Причем величина абонплаты должна зависеть от мощности и типа счетчика газа.

По мнению регулятора, абонплата на распределение для наиболее распространенного типа счетчика G4, а это, считает НКРЭКУ, около 54% от общего количества абонентов и около 80% от общего потребления природного газа в стране, составит около 92 грн/месяц.

Когда власти осознали, чем может обернуться решение регулятора, сразу вспомнили о необходимости диалога с теми самыми абонентами, они же — избиратели. А следующие выборы, глядишь, не за горами.

Регулятор вызвал огонь на себя

Решение регулятора взорвало, прежде всего, политикум и общество. Премьер Владимир Гройсман 1 апреля был вынужден заявить, что правительство обратилось к НКРЭКУ с призывом приостановить и пересмотреть свое решение.

3 апреля в ходе согласительного совета Верховной Рады парламентская фракция "Батьківщина" Юлии Тимошенко, Радикальная партия Олега Ляшко, оппозиция, то есть большинство в прямом смысле слова, заявили, что этот "дополнительный налог" на и без того бедствующих граждан надо срочно отменить. Юлия Тимошенко призвала власти принять обращение к Кабмину и НКРЭКУ о недопустимости введения такой абонплаты. Олег Ляшко пообещал заблокировать во вторник трибуну ВР, если решение регулятора не будет отменено, что в принципе и было сделано. 

И только Ирина Луценко из фракции "Блока Петра Порошенко" утверждала, что цены на газ для украинцев в связи с введением абонентской платы с 1 апреля 2017 г. не изменятся. По ее словам, для большинства украинцев, согласно данным Нацкомиссии, общий платеж за газ либо снизится, либо останется неизменным. "И только для 4% украинцев счет увеличится на 50 грн. НКРЭКУ уже готовит снижение тарифов на коммунальные услуги на эту сумму", — заявляла она 3 апреля.

В тот же вечер президент Петр Порошенко обратился к Кабмину и НКРЭКУ, возмущено заявив о недопустимости введения абонплаты за газ для населения. И потребовал от Кабинета министров и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, приостановить действие соответствующего решения до того момента, "пока не будет найдено согласованное решение, которое бы предусматривало неповышение тарифов и (внимание!) распространение субсидий на все виды платежей для всех, кто в этом нуждается".

Принципиальный момент состоит в том, что решение НКРЭКУ может отменить (приостановить, изменить) либо сама Нацкомиссия, или же ее решение может быть отменено в судебном порядке. Ведь регулятор по идее должен быть независимым от законодательной и исполнительной властей.

О разделении платы за газ и его транспортировку

Фактически плата за распределение газа до скандального решения НКРЭКУ включалась в цену газа. И механическое разделение платы непосредственно за газ как товар и услуги по его доставке (то есть на два платежа) не должно было бы привести к увеличению общей суммы платежа. Если бы не два существенных обстоятельства. Во-первых, плата за доставку газа не подлежит субсидированию. Если учесть, что в Украине больше половины потребителей газа получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг или пользуются льготами, то, выходит, что вторую платежку — за распределение газа — граждане должны оплачивать по полной. Во-вторых, абонплата будет величиной постоянной, зависящей от мощности и типа вашего счетчика газа. Как подсчитал регулятор, большинство граждан использует счетчик типа G4, и плата за такую мощность подключения к газораспределительной сети составит 92 грн/месяц. Но это, как говорится, средняя температура по больнице.

Опять же , теоретически, если из тарифа вычитают долю за транспортировку газа, то сам газ как товар должен подешеветь. Это логично. Новая цена газа как товара составит 4942 грн/тыс. куб. м, но к ней надо добавить предельную торговую наценку газопоставляющей компании 3,2% и НДС. В итоге должно получится максимум 6120 грн/тыс. куб. м. То есть топливо подешевеет всего лишь на 12%. Может, чуть больше, если поставщик выставит не максимальную цену. Но на это вряд ли стоит надеяться.

С абонплатой несколько сложнее. Это будет ежемесячная фиксированная сумма, которая не зависит от объема потребленного газа, но зависит от максимальной мощности счетчика газа, установленного у потребителя. Виды счетчиков по пропускной способности бывают разные — для газовых котлов, колонок и газовых плит. Вот по этому параметру каждому и насчитают абонплату.

Пока предполагается, что для населения тариф за распределение (абонплата) будет ниже, чем для промышленных потребителей. Однако в течение трех лет уровни тарифов для бытовых и небытовых потребителей будут выровнены.

Если бы решение регулятора не было приостановлено, то с 1 апреля тариф на распределение газа для бытовых потребителей компании "Киевоблгаз" составил 2,549 коп./куб. м в час, для промышленных — 3,607 коп./куб. м в час (все тарифы без НДС). Для бытовых и небытовых потребителей ПАО "Киевгаз" тариф будет одинаковый — 1,273 коп./куб. м в час. Полный список тарифов (абонплаты) НКРЭКУ опубликовала на своем сайте. Так что можно узнать, во сколько и при каких условиях обойдется абонплата клиентам каждой газораспределительной компании страны.

В свою очередь, эксперты подсчитали, что введение "платы за мощность" увеличит ежемесячный платеж для абонентов в 2–5 раз. И больше всех придется платить тем, у кого нет счетчика газа (такие граждане будут платить по нормам, установленным Кабмином), и тем, кто использует меньше всего газа — только для приготовления пищи. Таких абонентов в стране около 40%.

Как потребители газа стали абонентами

Если сказать кратко, то в результате обязательств правительства Украины перед МВФ (все ради кредитов…). Причем обязательства эти Украина взяла на себя добровольно еще в 2016 г. Только в меморандуме, который еще недавно был доступен на сайте НБУ, а потом был удален, эти обязательства выглядели несколько иначе.

DOCUMENT
Zoom

На все обвинения регулятора глава НКРЭКУ, со своей стороны, возразил и премьер-министру Украины, и всем в целом, заявив, что новые тарифы на распределение природного газа рассчитывались уже по новой методике, установленной регулятором, согласно которой оплата должна осуществляться не за фактически распределенный газ, а исходя из присоединенной мощности каждого потребителя, независимо от того, сколько тот потребил газа по факту, что по своей сути является аналогом абонплаты.

123

В споре дошло до того, что 4 апреля 2017 г. Дмитрий Вовк на своей странице в Facebook в качестве доказательства своей правоты выставил фотоскан страницы неопубликованного на тот момент Меморандума с МВФ, который был подписан президентом, премьер-министром, министром финансов, главой Национального банка Украины.

При этом из указанного скана видно, что правительство действительно взяло на себя обязательства применить "тариф на распределение газа и отопление на основании мощности, что позволит перенести некоторую часть стоимости на летние месяцы", более того, правительство даже выставило для себя это как новый структурный маяк перед МВФ.

"E. Политика в энергетическом секторе

23. Мы продолжим свои усилия по повышению адресности социальной помощи, усилим стимулирование домохозяйств к экономии и продолжим осуществлять расходы в пределах бюджетных лимитов. С этой целью мы снизили нормы потребления с 5,5 до 5,0 куб. м на 1 кв. м для индивидуального отопления, и с 65 до 51 кВт/ч. за 1 кв. м электроэнергии, используемой для индивидуального отопления, и с 0,0548 до 0,0431 Гкал на 1 кв. м для централизованного отопления, начиная с 1 мая 2017 г.(структурный маяк, оставшийся с конца сентября 2016 г., и предыдущая мера для этого пересмотра). Кроме того, до конца июля 2017 г. мы (i) пересмотрим другие параметры системы коммунальных субсидий домохозяйствам (КСД) для улучшения адресности; (ii) введем корректирование социальных норм в непиковые месяцы на протяжении отопительного сезона; и (ііі) применим тариф на распределение газа и отопление на основе мощности, что позволит перенести некоторую часть стоимости на летние месяцы — все изменения вступают в силу с 1 мая 2017 г. (новый структурный маяк). Таким образом, это позволит ограничить расходы на субсидии по оплате коммунальных услуг 47 млрд грн в 2017 г.").

Новый Меморандум с МВФ был подписан 2 марта 2017 г. До этого действовал Меморандум, подписанный 1 сентября 2016 г. Текст указанного Меморандума был выставлен на сайте НБУ, но по состоянию на 16.00 
5 апреля этот текст внезапно исчез с сайта Национального банка. При этом более ранние ссылки на текст Меморандума от 1 сентября 2016 г. открывают не Меморандум 2016 г., а дополнительное письмо о намерениях, подписанное 29 марта 2017 г.

При этом на сайте НБУ, несмотря на исчезновение Меморандума за 2016 г., присутствует Меморандум за 2015 г.

Суть этой истории состоит в следующем. Дело в том, объясняет эксперт энергорынка Алексей Кучеренко, что в Меморандуме от 1 сентября 2016 г. (даже если он исчез с сайта НБУ, но он есть в распоряжении редакции) предполагалось обязательство правительства "отделить тарифы на транспортировку и распределение газа от стоимости газа как товара":

Согласитесь, требование "отделить тарифы на транспортировку и распределение газа от стоимости газа как товара" принципиально отличается от нового требования "применим тариф на распределение газа и отопление на основе мощности, что позволит перенести некоторую часть стоимости на летние месяцы".

Это кто же и каким образом заменил требование в новом Меморандуме с МВФ от 2 марта 2017 г.? Кому выгодна подобная подмена понятий? Почему исчез текст Меморандума 2016 г. с сайта НБУ? И, главное, сознательно ли такие изменения обязательств правительства об установлении тарифов на распределение газа и отопления на основе мощности подписывались президентом, премьер-министром, министром финансов, главой Национального банка Украины, чтобы сегодня, осознав последствия для общества, отменять или приостанавливать решение НКРЭКУ?

Следует отметить, что Законом Украины "О рынке природного газа" четко определено понятие распределения природного газа. Так, согласно статье 1.35 указанного закона "распределение природного газа — хозяйственная деятельность, которая подлежит лицензированию и связана с перемещением природного газа по газораспределительной системой с целью его физической доставки потребителям, но которая не включает поставки природного газа".

Статьей 1.35 этого закона также отдельно определено, что такое распределение мощности: "распределение мощности — предоставление, установление условий и порядка реализации, а также осуществление других процедур, связанных с правом пользования мощностью объекта газовой инфраструктуры".

Исходя из этих двух отдельных понятий, можно прийти к выводу, что только одно подлежит лицензированию и государственному регулированию тарифов — это распределение природного газа.

Поэтому, считает А.Кучеренко, НКРЭКУ, установив с 1 апреля 2017 г. тарифы на распределение в виде абонплаты за распределение мощности, осуществила подмену понятий, определенных законом. Но распределение мощности не подлежит ни лицензированию, ни государственному регулированию тарифов.

Как уменьшить абонплату за мощность

К слову, один из самым спорных вопросов — о плате за
Автор
Зеркало Недели
Источник
НОВОСТИ / Нефть и газ