12 августа 2019 08:46

Украина запаслась российским топливом

Импорт в июле перед введением спецпошлин стал рекордным

Украина запаслась российским топливом

Украина рекордно нарастила закупки российского дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов (СУГ) в июле, накануне вступления в силу спецпошлин на эти товары. Так, импорт дизтоплива, более половины которого пришлось на РФ, в июле вырос на 20,5%, до 660 тыс. тонн, а за полугодие увеличился почти на 10%, до 3,2 млн тонн. Импорт СУГ в июле подскочил почти на 45%, до 171 тыс. тонн. В дальнейшем эксперты не ожидают существенного снижения импорта на Украину этих товаров, но поставки будут частично переориентированы через Белоруссию, а рост цен из-за пошлин и более дорогой логистики ляжет на конечного потребителя.

Украина в июле на 20,5% повысила объемы импорта дизельного топлива, до 663 тыс. тонн. Из них на Россию пришлись рекордные 315,4 тыс. тонн, сообщает Enkorr со ссылкой на «Консалтинговую группу А-95». Поставщиком основного объема российского дизтоплива (290 тыс. тонн) по системе нефтепродуктопроводов «Самара—Западное направление» была «Роснефть», остальные 25 тыс. тонн отгрузил по железной дороге ЛУКОЙЛ. С 1 августа на Украине действуют спецпошлины на российское дизтопливо, доставляемое по этому продуктопроводу, в 3,75%, с 1 октября они вырастут до 4%. В результате прокачка по маршруту «Самара—Западное направление», которой занимались украинские Wexler Group и Proton Energy Group, с августа остановилась. В отношении российских СУГ также введены спецпошлины в 1,75% и 3% соответственно.

2,5 млн тонн
дизельного топлива из России было поставлено на Украину в 2018 году

Общий объем поставок дизельного топлива на рынок Украины в первом полугодии 2019 года, по данным Argus, увеличился на 9,8%, до 3,2 млн тонн. В агентстве отмечают, что общие потребности рынка в топливе выросли благодаря укреплению спроса со стороны предприятий промышленного и аграрного секторов (рост на 8,1%, до 1,9 млн тонн). Россия оставалась крупнейшим поставщиком дизтоплива, занимая около половины рынка (1,4 млн тонн, рост на 21%). Импорт из Белоруссии, на которую приходится около 37% объемов закупок Украины, составил около 1 млн тонн. Как сообщал в июле представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус, в августе—сентябре Киев ожидает роста поставок дизельного топлива из Белоруссии, а также собирается импортировать больше топлива морем.

Иван Кудинов из Argus поясняет, что дизтопливо из РФ, импортируемое по трубопроводу «Прикарпатзападтранса», будет замещаться поставками из Гомеля, куда поступает российское трубопроводное топливо с последующей перевалкой в железнодорожные цистерны.
Также будет увеличена доля закупок белорусского дизтоплива и ожидается рост морских поставок, говорит эксперт. По его данным, после введения пошлин белорусские поставщики уже повысили премии по спотовым контрактам с $16 до $19 на тонну. Господин Кудинов отмечает, что украинское правительство пока не намерено вводить пошлину на поставки железнодорожным транспортом, чтобы не спровоцировать резкий рост цен.

Как Украина рассчитывает заместить поставки топлива из России
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн отмечает, что потребление нефтепродуктов на Украине растет весь год на фоне активизации экономического роста. По его мнению, резкий рост импорта в июле связан с наращиванием закупок трубопроводных партий российского дизтоплива накануне введения спецпошлин. В августе потребление нормализовалось, но российского топлива меньше не станет, отмечает он. «Просто теперь этот дизель поступает по трубопроводу до Гомеля и дальше ж/д цистернами в Украину. Аналогичная ситуация с СУГ, который поступает из Белоруссии. Причем значительная его часть российского происхождения. Это просто увеличивает немного цену и дает небольшой заработок белорусским компаниям»,— говорит эксперт.

Поставки сжиженного углеводородного газа на Украину в июле, по данным Argus, увеличились на 44,7%, до 170,8 тыс. тонн. Это максимальный месячный показатель импорта за всю историю мониторинга агентства, отмечают там.

Рост поставок обусловлен низкими показателями импорта в июне. Наибольшие объемы СУГ (около 76,4%) поступили на Украину по железной дороге.
Россия оставалась крупнейшим поставщиком (63,1 тыс. тонн), на Белоруссию пришлось 48,4 тыс. тонн, на Казахстан — 27 тыс. тонн. Помимо этого почти вдвое нарастила объем поставок Польша (до 14,3 тыс. тонн). По словам Светланы Новолодской из Argus, 90% потребления СУГ на Украине приходится на газомоторное топливо. Эксперт считает, что рекордные импортные поставки в июле никак не связаны с введением спецпошлин, так как, когда о них было объявлено, закупки на июль уже были завершены и заключались договоры на август. По ее мнению, после введения пошлин поставки на Украину продолжатся в обычном режиме, а рост таможенной ставки будет переложен на конечного потребителя.

Автор
КоммерсантЪ (Россия)
НОВОСТИ / Нефть и газ