03 ноября 2006 13:19

Почему бензин подешевеет

Кабмин обещает снижение цены Аи-95 до 3,65 грн./л

На прошедшей неделе правительство провело очередную встречу с нефтяниками. По словам чиновников, они договорились с участниками рынка о дальнейшем снижении стоимости горючего, а также обещают всячески стимулировать отечественных производителей моторного топлива.

Стоимость нефтепродуктов в Украине по-прежнему снижается. Правда, уже не такими стремительными темпами. А средние расценки на некоторые виды горючего даже немного повысились. Так, за последнюю неделю крупнооптовые партии А-76/80 подешевели примерно на 50 грн./т – с 3 501 до 3 431 грн./т. Цена тонны Аи-92 уменьшилась с 3 491 до 3 486 грн./т. Тонна Аи-95, которая семь дней назад в среднем стоила 3 615 грн., подорожала до 3 657 грн. «Подросла» и плата за дизтопливо – с 3 863 до 3 896 грн./т.

Цены на нефтепродукты у дилеров НПЗ, грн/т

Источник: UPECO

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, эксперты уверены, что обращать внимание на это незначительное подорожание не стоит. «Рынок стабилен. Цены находятся на прежнем уровне. Ресурсов хватает всем. Чувствуется небольшое напряжение в отдельных регионах. Но в целом все спокойно», – сказал «Экономике» директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Постепенно снижаются и розничные цены. Так средняя стоимость низкооктановых марок на заправках страны за неделю снизилась с 3,84 до 3,82 грн./л. Аи-92 за указанный период подешевел с 3,97 до 3,95 грн./л. Расценки на Аи-95 уменьшились с 4,08 до 4,07 грн./л. Дизтопливо подешевело с 3,82 до 3,78 грн./л.

По мнению властей, в ближайшем будущем такая тенденция сохранится. «Мы договорились о том, что в течение 10 дней цены на светлые нефтепродукты снизятся. Если сегодня Аи-95 продается по 4,1 грн./л, то по прошествии 10 дней он должен стоить 3,65 грн./л. А дизельное топливо,  которое сейчас стоит около 3,95 грн./л, упадет в цене до 3,6 грн./л. Это связано с тем, что увеличился объем переработки нефти на наших заводах, выросли объемы готовой продукции. В 1,5 раза увеличилась ресурсная база. Цены на мировом рынке несколько упали», – заявил вице-премьер-министр Украины по вопросам ТЭК Андрей Клюев после заседания экспертно-аналитической группы с участием чиновников и нефтяников.

Снижению цен в Украине также может поспособствовать запуск Лисичанского НПЗ, который с 1 октября был остановлен на ремонт. «Капитальный ремонт, начатый на заводе 1 октября, вступил в завершающую стадию. Все виды работ выполняются в соответствии с утвержденным графиком. Возможно, мы даже начнем пусковые операции на несколько дней раньше запланированного», – сказал директор департамента поддержки нефтепереработки ООО «ТНК-ВР Украина» Сергей Денисов. В текущем месяце предприятие намеревается переработать около 260 тыс. тонн сырья.

Кроме того, на ситуацию также может повлиять и снижение Россией экспортной пошлины на нефть. С 1 декабря ее размер уменьшится на 56,6 долл./т – с 237,6 до 181 долл./т. И если стоимость углеводородного сырья на мировом рынке останется на низких отметках, то это уменьшит стоимость ресурса для отечественных НПЗ и отразится на цифрах в рознице.

А власти обещают вплотную заняться вопросом качества нефтепродуктов. «Наша следующая инициатива – повышение качества топлива. Каким образом мы должны стимулировать нефтепереработчиков, чтобы они производили качественное горючее? С одной стороны, мы предложили закон о том, чтобы стимулировать инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль. С другой стороны, мы предложили дифференциированные ставки акцизного сбора, в зависимости от качества выпускаемой продукции. Тот, кто выпускает менее качественный бензин, будет платить более высокую ставку», – пообещал Клюев.

Кроме того, в ходе заседания экспертно-аналитической группы первый заместитель министра топлива и энергетики Вадим Чупрун предложил ввести мораторий на закон о стимулировании выпуска смесевых бензинов. Напомним, что этот документ предусматривает снижение с 1 января 2007 года ставки акцизного сбора на бензины смесевые с добавками на основе биоэтанола или с содержанием этил-третбутилового эфира с 60 до 30 евро/т. На этот раз чиновники были солидарны с участниками рынка. Они признали, что, прикрываясь этим законом, недобросовестные продавцы могут предлагать под видом биотоплива обычные нефтепродукты или фальсификат и попросту уклоняться от уплаты сбора. По данным Минтопэнерго, вступление закона в силу принесет государству убытки в размере 685-693 млн. грн. в год.

Правительство готово предложить нефтяникам и другие преференции. В частности, Кабмин поручил Минтрансу снизить тарифы на перевозку нефтепродуктов. Так, сегодня стоимость транзита российского и белорусского горючего по территории Украины на 30-40% ниже, чем цена за транспортировку топлива с отечественных НПЗ. "Это ставит нас в неравные условия с российскими производителями даже в вопросе экспорта мазута и дизельного топлива", – полагает генеральный директор НПК "Галичина" Александр Лазорко.

Еще одним интересным событием недели стала дискуссия вокруг решения «Укртатнафты» продать активы подконтрольного ей предприятия «Татнефтепром». Напомним, что Кременчугский НПЗ владеет 73,92% уставного фонда компании. Власти пока еще не знают, насколько целесообразной является подобная инициатива. «Все, что касается этого решения, то мы очень внимательно его изучаем. Есть поручение Кабмина проанализировать, насколько целесообразно продавать «Татнефтепром». Если это будет невыгодно, то никакой реализации не будет», – сказал Клюев.

Независимые эксперты считают это решение выгодным. Так, по мнению Куюна, «Татнефтепром» не приносил "Укртатнафте" прибыли, а объемы его добычи "и близко не могут решить вопрос об обеспечении завода сырьем". Кроме того, директор UPECO отметил, что Кременчугский НПЗ не располагает достаточными средствами для развития "Татнефтепрома". «На мой взгляд, главными вопросами являются сроки и цена этого добытчика, по которой он может быть продан. Во многом это приоткроет перспективы модернизации "Укртатнафты", – резюмировал Куюн.

На прошлой неделе власти в очередной раз заговорили о создании стратегического запаса нефтепродуктов. Сначала чиновники намерены заготовить около 300 тыс. тонн дизтоплива для обеспечения аграриев. «Уже готов проект постановления Кабинета министров. Мы начнем с селян. Это 300 тыс. тонн дизельного топлива на весенне-полевые работы. Мы также хотим создать резерв химудобрений, около 500 тыс. тонн. Финансирование мы предусмотрели. На 2007 год мы нашли источники для формирования государственного резерва. Это бюджетные средства», – заявил Клюев.

РОЗНИЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ, грн./л

Источник: UPECO

НОВОСТИ / Нефть и газ