01 декабря 2006 15:38

Высокооктановый дефицит

Нехватка Аи-95 толкает оптовые цены вверх

Минувшая неделя была отмечена некоторыми затруднениями с поставкой Аи-95 на украинский рынок. Правда, чиновники уверяют, что поводов для беспокойства нет, и в скором времени ситуация нормализуется.

Стоимость высокооктановых марок в крупном опте продолжает увеличиваться. Так, по данным консалтинговой компании UPECO, за последнюю неделю Аи-92 подорожал с 3 554 до 3 631 грн./т. Партии Аи-95, которые семь дней назад продавались по 3 845 , сегодня торгуются по 3 948 грн./т. В то же время А-76/80 в среднем подешевел с 3 278 до 3 219 грн./т. А дизельное топливо за этот период упало в цене с 3 912 до 3 857 грн./т.

ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ У ДИЛЕРОВ НПЗ, грн/т

Источник: UPECO

Между тем, Аи-95 стал постепенно исчезать в розничных сетях. Впрочем, уверяют чиновники, дефицита горючего в стране нет. «Массового дефицита нет. Возникли небольшие затруднения с запуском нового оборудования на Лисичанском НПЗ после ремонта, и он заработал на неделю позже.  Сегодня предприятие уже нормально функционирует и выпускает нефтепродукты в полном объеме. Мы же, со своей стороны, проводим товарные интервенции на рынке, чтобы выровнять его», – заявил министр топлива и энергетики Юрий Бойко.

«Сегодняшние тенденции свидетельствуют о том, что у нас спокойная ситуация на нефтяном рынке», – подытожил министр. И розничные цены подтверждают его слова. За последнюю неделю дизельное топливо в среднем подешевело всего на 2 коп./л – с 3,59 до 3,57 грн./л. Стоимость низкооктановых бензинов в этот период осталась на уровне 3,39 грн./л. Аи-92 закрепился на отметке 3,54 грн./л. Плата за Аи-95 в среднем составляет 3,64 грн./л.

На прошлой неделе власти снова заговорили о создании резерва нефтепродуктов. Напомним, что эта идея обсуждается в правительственных кругах еще с 1999 года. Однако пока что чиновникам не удалось воплотить ее в жизнь. Теперь руководители Минтопэнерго заявили, что на сей раз намерения у них серьезные, и в подтверждение своих слов представили новый план формирования запасов горючего.

По словам Бойко, создание резерва будет происходить в два этапа. Сначала власти намерены сформировать стабилизационный запас, который поможет рынку избежать резких ценовых скачков в период пикового спроса. «Мы создадим на базе государственного предприятия «Укртранснефть» стабилизационный запас нефтепродуктов. Работа начнется в декабре, а завершится к концу января. У нас будет приблизительно 200 тыс. тонн нефтепродуктов, чтобы спокойно пройти ценовые всплески на рынке. Этого количества достаточно на 5-10 дней, чтобы сделать товарную интервенцию и убрать из цен спекулятивную составляющую», – заявил глава Минтопэнерго.

«Цена продажи будет ниже, чем у наших конкурентов. И если будет всплеск в новом месяце, то мы станем продавать топливо по цене предыдущего месяца», – заявил генеральный директор госкомпании «Укртранснефть» Игорь Кирюшин.

Из 200 тыс. тонн резервных нефтепродуктов половину будет составлять бензин А-76 и половину – дизтопливо. «Эти виды топлива наиболее актуальны в период посевных работ», – сказал Кирюшин.

Запас будет формироваться на базе мощностей госкомпании "Укртранснефтепродукт". «Есть проблемы с трубопроводами, однако емкостей компании достаточно, для того чтобы хранить нефтепродукты», – сказал Бойко. Он также добавил, что Минтопэнерго намерено передать это предприятие под контроль «Укртранснефти».

Последняя, в свою очередь, намерена профинансировать закупку нефтепродуктов для создания стабилизационного запаса. «Деньги имеются в наличии у компании. Она может выдержать закупку и 200 тыс., и 400 тыс. тонн нефтепродуктов. В случае необходимости будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы», – пообещал Кирюшин.

Второй этап предусматривает создание минимального запаса горючего. Этот резерв позволит обеспечивать страну моторным топливом в течение 90 дней. «Второй этап – создание агентства по хранению минимального запаса нефтепродуктов. Это европейский опыт. Мы тщательным образом изучили несколько моделей и выбрали ту, что больше всего подходит для нас с учетом европейских норм и наших реалий. Мы уже начали создавать нормативную базу», – сказал Бойко. По его оценкам, реализовать этот замысел удастся не раньше 2017 года.

А компания «ТНК-ВР Украина» предложила создать Национальное агентство по контролю за качеством нефтепродуктов. "Мы предлагаем создать Нацагентство по контролю за качеством и предлагаем всем производителям топлива и участникам рынка нефтепродуктов поучаствовать в его работе", - заявил генеральный директор ООО "ТНК-ВР Коммерс" Феликс Лунев. Топ-менеджер полагает, что для этого потребуются изменения в законодательстве, которые значительно ужесточат как сами стандарты, так и ответственность за их нарушение. "Мы считаем, что для решения этой проблемы необходим комплексный подход на рынке со стороны всех его участников и государства", – сказал Лунев.

Кроме того, «ТНК-ВР Украина» готова выделить средства для реализации своего замысла."Мы готовы поучаствовать и деньгами в работе этого агентства, если у государства на это нет средств. Мы считаем, что это будет небольшая плата за полный контроль качества", – сказал топ-менеджер. В завершение Лунев заявил, что существующая в Украине система качества нефтепродуктов себя исчерпала.

Напомним, что сегодня далеко не все бензины в Украине соответствуют критериям «Евро-2», в то время как страны Западной Европы еще в 2005 году перешли на «Евро-4». Максимальная глубина переработки нефти в нашей стране немногим выше 60%. Кроме того, двум западноукраинским НПЗ – НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» – позволено до конца 2006-го выпускать дизельное топливо с повышенным содержанием серы – 0,65% и 0,5% при допустимой норме 0,2%.

РОЗНИЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ, грн./л

Источник: UaPetrol.com

НОВОСТИ / Нефть и газ