08 декабря 2006 15:07

Топлива хватит всем

Эксперты прогнозируют относительно стабильные цены на нефтепродукты в холодный период

Снижение переработки нефти и удорожание импортных нефтепродуктов не замедлило отразиться на украинском рынке. Стоимость горючего постепенно повышается. Впрочем, уверяют эксперты, в скором времени ситуация стабилизируется.

Стоимость высокооктановых бензинов в крупном опте продолжает повышаться. Правда, по-прежнему невысокими темпами. Так, за последнюю неделю тонна Аи-92 выросла в цене с 3 631 до 3 669 грн./т. Аи-95 в этот период подорожал с 3 948 до 3 979 грн./т. В то же время А-76/80 и дизельное топливо дешевеют: низкооктан – с 3 219 до 3 210 грн./т, ДТ – с 3 857 до 3 804 грн./т.

ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ У ДИЛЕРОВ НПЗ, грн./т

Цены на нефтепродукты у дилеров НПЗ, грн./т

Источник: UPECO

Постепенно растут и розничные цены. За последнюю неделю средняя стоимость дизельного топлива повысилась с 3,57 до 3,61 грн./л. Низкооктановые бензины А-76/80 в этот период подорожали примерно на 4 коп./л – с 3,39 до 3,43 грн./л. Аи-92, который семь дней назад стоил 3,54 грн./л, сейчас продается по 3,58 грн./л. Аи-95 вырос в цене с 3,64 до 3,69 грн./л.

Эксперты объясняют эту тенденцию снижением переработки нефти на украинских НПЗ в прошлом месяце, а также удорожанием импортного топлива. «Сегодня мы видим, что в ноябре и первой декаде декабря Аи-95 подорожал примерно на 9%. В Украине складывается несколько другая обстановка. Мы видим, что в крупном опте повышается цена на высокооктановый бензин, но в то же время дешевеет дизельное топливо. Причина такова: дизтопливо завозится в основном из России. Аи-95 поступает из Европы – Литвы, Румынии и других государствах, в которых он привязан к мировым котировкам. А это, в свою очередь, отражается на украинском рынке. Кроме того, на заводах сейчас накопились достаточно большие запасы дизтоплива и рынок перенасыщен, чего нельзя сказать об Аи-95», – сказал «Экономике» директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

«В прошлом месяце переработка нефти на Кременчугском НПЗ увеличилась на 6%. Кроме того, производство бензина выросло на 19%, а дизельного топлива – на 23%. А Лисичанский НПЗ во время своей остановки закупил около 60 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива. Поэтому дефицита на рынке нет. Тем более, что зимой спрос на топливо очень низкий. Сейчас наблюдается некоторая тенденция к незначительному повышению цен в рознице. Но она была вызвана в первую очередь тем, что на Кременчугском НПЗ перерабатывалась достаточно большая партия дорогой нефти. Небольшой скачок был связан еще и с задержкой запуска Лисичанского НПЗ. Но сейчас уже все в порядке», – заявил «Экономике» заместитель директора научно-исследовательского центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Объемы переработки нефти в прошлом месяце заметно снизились. Нарастила свою производительность только «Укртатнафта». Если  октябрь текущего года Кременчугский НПЗ закончил с показателем 571 тыс. тонн, то в ноябре эта цифра выросла до 606,6 тыс. тонн. В этот период завод увеличил выпуск бензина 18,8% - до 131,5 тыс. тонн, а дизельного топлива – на 23,4%, до 164,9 тыс. тонн.

Лисичанский НПЗ завершил ноябрь с показателем 238,8 тыс. тонн нефти. В прошлом месяце ЛИНИК произвел только 25,5 тыс. тонн бензина и 61,7 тыс. тонн дизтоплива. Это объясняется тем, что с 1 октября по 15 ноября на заводе проводился плановый ремонт. Сейчас предприятие выходит на нормальный технологический режим и готовится переработать около 500 тыс. тонн сырья в декабре.

Дрогобычский НПЗ в прошлом месяце был остановлен на ремонт, поэтому практически не перерабатывал нефть. В ноябре НПК «Галичина» отгрузил 3,1 тыс. тонн бензина и 0,8 тыс. тонн дизтоплива.

«Нефтехимик Прикарпатья» в прошлом месяце переработал 109,7 тыс. тонн сырья. В ноябре Надворнянский НПЗ сократил выпуск бензина на 27,5% - до 24,5 тыс. тонн, а дизтоплива - на 17,6%, до 39,8 тыс. тонн. Снижение объемов производство вызвано остановкой предприятия на ремонт, который длился с середины сентября по первую декаду ноября.

Однако в скором времени предприятия выйдут на свой привычный режим после ремонта, и поставки отечественных нефтепродуктов на рынок вырастут. А это, в свою очередь, отразится на ценах.

«Сегодня, в связи с началом работы Лисичанского НПЗ и наращиванием переработки на «Укртатнафте», все декабрьские балансы показывают нам профицит бензина, по сравнению с прошлым годом. И я думаю, что рынок выровняется по ресурсному наполнению Аи-95 в течение недели. Что касается цен, то это будет зависеть от мирового рынка. Но, скорее всего, стремительного повышения не произойдет», – полагает Куюн.

«Скорее всего, в ближайшее время цена на Аи-95 будет находиться в пределах 3,7 грн./л. Причин для дальнейшего подорожания пока что не наблюдается. В текущем месяце Лисичанский НПЗ выйдет на нормальный режим. В нормальном режиме работает Кременчугский НПЗ. Кроме того, не сокращаются объемы импорта. Переработка нормализуется. И говорить о том, что в дальнейшем будет ощущаться ресурсный дефицит, я думаю, не стоит», – прогнозирует Рябцев.

РОЗНИЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ, грн./л

Источник: UPECO

НОВОСТИ / Нефть и газ