11 декабря 2006 17:40

Казахстан не клюнул на «Одесса-Броды»

Будущее трубопровода остается неясным

Вчера Украина и Казахстан подписали очередной протокол об экономическом сотрудничестве, один из пунктов которого предусматривает транзит нефти по маршруту «Одесса-Броды». Но Астана тут же дала понять, что загрузка магистрали сырьем в ее ближайшие планы не входит.

Вопрос дальнейшей участи скандально известного нефтепровода "Одесса-Броды" остается открытым. И хотя украинские власти утверждают, что через несколько лет его аверсное использование будет выгодным, поставщики сырья пока что не спешат подписывать с ними контракты. А ведь именно отсутствие договоров со государствами-экспортерами черного золота привело к тому, что построенную еще в 2001 году магистраль удалось запустить лишь в 2004 году в реверсном режиме.

Но сегодня чиновники все чаще говорят о том, что вскоре по этому трубопроводу, вместо российской, будет транспортироваться каспийская нефть из Одессы в Броды. Как уже писала "Экономика", власти подготовили комплексную программу развития Евро-Азиатского транспортного коридора. А вот удастся ли им воплотить ее в жизнь – другой вопрос.

Как показали вчерашние переговоры, каспийские экспортеры по-прежнему выражают заинтересованность в проекте "Одесса-Броды", однако заключать с Украиной контракты не спешат. Так, одним из потенциальных поставщиков сырья для многострадальной магистрали мог бы стать Казахстан. Однако официальная Астана говорит, что, к сожалению, не располагает сейчас свободными ресурсами. "Прежде чем вести разговор о строительстве нефтепровода «Броды-Плоцк», в первую очередь как минимум должна быть нефть. Но сегодня существующие объемы распределены", – заявил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактикожа Измухамбетов.

Ежегодно государство добывает около 60 млн. тонн нефти. Примерно 10,2 млн. тонн потребляется на внутреннем рынке. Еще 15 млн. тонн транспортируются по маршруту "Атырау-Самара". 28,2 млн. тонн прокачиваются в направлении Новороссийска по магистрали "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК). Остается немногим более 6 млн. тонн сырья. Но в 2006 году Казахстан ввел в эксплуатацию новую артерию "Атасу-Алашанькоу" и теперь снабжает черным золотом новый песрпективный рынок сбыта – Китай. Кроме того, к 2011 году Астана намерена увеличить пропускную способность этого объекта с 10 млн. до 20 млн. тонн в год.

То есть найти свободные ресурсы здесь действительно непросто. Правда, Казахстан намерен увеличивать объемы добычи в будущем. Однако для того, чтобы поставлять их на экспорт, республике потребуется расширить свои транзитные мощности. В частности, стратегические планы Астаны предусматривают строительство второй ветки КТК и увеличение его пропускной способности до 67 млн. тонн в год. "Республика Казахстан ведет переговоры с иностранными инвесторами, а также с Российской Федерацией по вопросу расширения трубопровода КТК. В соответствии с соглашением, которое мы намерены подписать в январе-феврале 2007 года, возникнет возможность транспортировки по КТК до 50 млн. тонн нефти в год. Сейчас по нему прокачивается примерно 25 млн. тонн. И появится лишний объем нефти, который можно будет транспортировать по нефтепроводу «Одесса-Броды». Поэтому мы сегодня намерены завершить сперва расширение КТК, и тогда у нас появится реальная возможность вести переговоры в отношении «Одесса-Броды-Плоцк»", - сказал Измухамбетов.

То есть вопрос финансирования строительства второй ветки КТК еще не решен. А это значит, что загрузка "Одесса-Броды" казахстанской нефтью откладывается на неопредленный срок. В завершение министр энергетики и минеральных ресурсов республики попытался заверить, что проект все же интересен Астане. "В принципе, республика Казахстан в этом вопросе заинтересована и мы будем совместно рассматривать его с Украиной и Россией", – подытожил Измухамбетов.

Еще одним источником сырья для "Одесса-Броды" мог бы стать Азербайджан. По прогнозам специалистов, добыча нефти в 2006 году здесь составит 28,55 млн. тонн и будет расти стремительными темпами. В 2007-м цифра увеличится до 42,15 млн., в 2008-м - до 61,05 млн., в 2009-м - до 61,15 млн. тонн. Сейчас сырье транспортируется по двум трубопроводам – "Баку-Новороссийск" и "Баку-Супса". Мощность первого - 5 млн. тонн, а второго - 7,5 млн. тонн в год . Внутреннее потребление превышает 5млн. тонн в год. Но в 2006 году государство также запустило новую магистраль – "Баку-Тбилиси-Джейхан" с пропускной способностью 50 млн. тонн в год. Поэтому даже если официальный Баку и заинтересован в том, чтобы найти как можно больше различных маршрутов для транспортировки своего сырья, как утверждают его представители, проблема свободных ресурсов вряд ли позволит наполнить "Одесса-Броды" каспийским энергоносителем в течение ближайших двух лет.

Наконец, украинские чиновники ведут переговоры об эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк", но ветка до Польши пока что не построена. По мнению вице-премьер-министра по вопросам ТЭК Андрея Клюева, осуществить этот замысел можно лишь в команде из поставщиков и потребителей сырья. "Нужно создать консорциум из поставщиков и потребителей. После этого уже появится как экономическая, так и политическая целесообразность. И тогда уже можно реально говорить о достройке нефтепровода», – сказал чиновник. Кроме того, полагает он, еще одним условием реализации этого проекта является решение вопроса о концессии магистрали. "Мы всегда выступали за то, чтобы принять закон о концессии нефтепровода. Мы уже подали его в Верховный Совет. Поэтому, по нашему мнению, необходимо, в первую очередь, принять закон о концессии, во всем, что касается «Одесса-Броды»", – заявил Клюев.

Как видно, для наполнения украинской магистрали каспийским сырьем необходимо решить множество серьезных вопросов. Причем работа над многими из них требует времени. А потому логично предположить, что в ближайшем будущем "Одесса-Броды" будет по-прежнему работать в реверсном режиме.

НОВОСТИ / Нефть и газ