15 декабря 2006 13:19

Минтопэнерго пишет формулу

Правительство намерено сдерживать резкие колебания цен на ГСМ

В начале недели состоялось заседание экспертно-аналитической группы, в ходе которого обсуждался вопрос формирования экономически обоснованной цены на горючее в Украине. Однако окончательное решение пока не принято.

Пресс-служба Минтопэнерго распространила сообщение, в котором говорится, что чиновники и нефтяники разработали новую методику формирования цены на горючее. В нем также сказано, что секретариат экспертно-аналитической группы, в состав которой входят представители власти и ряда крупных игроков («Галнафтогаз», «ЛУКОЙЛ-Украина», «Гефест», «Континиум», «Викойл», «Альфа-Нафта», «ТНК-ВР Украина»), будет определять экономически обоснованную стоимость бензинов и дизельного топлива каждый месяц. Однако в том случае, если сырьевые котировки снизятся или повысятся на 10%, группа будет корректировать цену моторного топлива каждую неделю.

Кроме того, говорится в пресс-релизе, секретариат экспертно-аналитической группы намерен каждые 10 дней проводить анализ рынка нефтепродуктов за предыдущие 30 дней и рассылать его трейдерам и производителям в виде ценовых прогнозов в оптовом и розничном сегментах на следующую декаду. Если различие между прогнозируемой и фактической стоимостью не превысит 3%, то никаких корректив со стороны игроков не потребуется.

Ведомство положительно оценивает итоги последнего заседания экспертно-аналитической группы. По мнению руководителей Минтопэнерго, такая система расчетов позволит избежать резких ценовых шоков и в то же время учитывать интересы участников рынка. Так, в пресс-релизе ведомства говорится, что при формировании стоимости горючего принимаются во внимание мировые цены на сырую нефть и нефтепродукты (котировки Platts), курс валют. Кроме того, власти обещают обеспечить достаточный уровень рентабельности для компаний.

Правда, сами игроки утверждают, что работа над механизмом ценообразования еще не завершена. «Формулу еще дорабатывают, рабочие встречи по этому вопросу пройдут в Минтопэнерго на следующей неделе. Поэтому, пока окончательной информации нет. Предварительно могу сказать, что относительно уровня рентабельности НПЗ и розницы пока не договорились, консультации продолжаются», – сообщил «Экономике» один из участников переговоров, пожелавший остаться неизвестным.

Мнения экспертов об эффективности данной формулы расходятся. Одни полагают, что система действительно поможет установить объективные цены на нефтепродукты и исключить из них спекулятивную составляющую.

«Долгое время рынок нефтепродуктов давал основания общественности и правительству обвинять его участников в спекуляциях. Поэтому операторы разработали методику объективности цен. Это не регуляторный акт, а просто индикатив. Формула, в которую нужно подставлять оптовые цены и тем самым определять, какой должна быть стоимость горючего на АЗС. Затем правительство и потребитель смотрит, соответствуют ли эти цифры указанным в расчете. Если нет, то это сигнал тревоги, о том, что на рынке что-то происходит. Это не рекомендация, не регулирование, а просто тест на объективность розничных цен. Вреда от формулы не может быть никакого, но плюсы очевидны. Во-первых, все будут понимать, как формируется цена, и понимать, насколько обоснованна цена. Во-вторых, сами компании станут пользоваться данными расчетами и осознавать, соответствуют ли они тому, что написали, или нет. Поэтому это прогрессивная вещь, и остается надеяться, что она будет окончательно одобрена», – рассказал «Экономике» директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Другие же считают, что у предложенной методики, несмотря на все ее преимущества, есть несколько спорных моментов.

Например, формирование цен в Украине на основании данных международного агентства Platts. «Это настораживает. Две недели назад вокруг Platts разгорелся скандал. Появилась информация, что агентство выдает желаемое за действительное. Это привело к тому, что некоторые компании тут же прекратили сотрудничество с ним. Кроме того, если Украина собирается ориентироваться на Европу, то она должна иметь такой же уровень конкуренции и качества топлива. Более того, структура цены в Европе отличается от украинской. В рознице идет достаточно большая доля государственных налогов. У нас же она значительно меньше. Не учитывается оптовый рынок, у которого свои законы. Формула будет уточняться только раз в месяц, а колебания цен в опте происходят чаще. Следует также помнить, что топливная логистика в разных регионах страны сильно отличается, а рекомендуемая цена устанавливается для всех. Предложенная формула хороша для правительства и крупных компаний. У них большие объемы реализации, и если будет зафиксирована определенная величина маржи, то они выиграют за счет больших объемов реализации своей продукции. Предприятия поменьше от этого пострадают, так как им нужна более высокая торговая надбавка», – сказал «Экономике» заместитель директора научно-исследовательского центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Сами участники рынка также видят в формуле свои плюсы и минусы. «Формула нужна для правительства, чтобы избежать спекуляций на рынке. Кабмин хочет понимать, насколько справедлива и экономически обоснована цена на стеле АЗС. Это законное и нормальное желание. Мы также за прозрачный рынок. Большой прогресс, что формула будет опираться на внутренние и внешние рыночные топливные индикативы. Но при формульном расчете цен важно уделить внимание работе с качеством нефтепродуктов. Потому что если все останется как есть, добросовестные производители будут поставлены в неравные конкурентные условия по сравнению с недобросовестными участниками рынка, которые продолжат безнаказанно «бодяжить»», – заявили «Экономике» в департаменте по связям с общественностью «ТНК-ВР Украина».

Правда, власти уже делаю первые шаги к повышению качества горючего. Президент Украины подписал Закон №398 V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», который вступит в силу с 1 января 2007 года. Документ, в частности, предусматривает повышение платы за выпуск дизельного топлива с высоким содержанием серы. Если ее уровень будет превышать 0,2%, то размер налога составит 45 евро/т. Не более 0,2% – 35 евро/т, не более 0,035% – 30 евро/т, не более 0,005% – 20 евро/т. Участники рынка положительно оценивают действия главы государства. «Решение поддерживаем, оно правильное и полезное для отрасли, будет способствовать ее развитию. Оно стимулирует производителей нефтепродуктов модернизировать производство и выпускать более экологически чистое топливо, соответствующее европейским стандартам. Это решение приведет к усилению экспортного потенциала страны и укрепит конкурентоспособность украинских НПЗ на внешних рынках», – сказали «Экономике» в департаменте по связям с общественностью «ТНК-ВР Украина».

СТОИМОСТЬ ГСМ В УКРАИНЕ, грн./л

Источник: UPECO

НОВОСТИ / Нефть и газ