22 декабря 2006 15:05

Бензин дотирует дизтопливо

Чиновники считают экономически обоснованной цену ДТ на уровне 4,12-4,15 грн./л

Согласно разработанной Минтопэнерго формуле, экономически обоснованная цена дизтоплива на АЗС должна составлять не менее 4,12 грн./л. Чиновники утверждают, что договорились с нефтяниками об удорожании других видов топлива и сохранении стоимости ДТ.

На прошедшей неделе было зафиксировано незначительное удешевление крупнооптовых партий горючего. Так, за указанный период цена дизтоплива в среднем снизилась на 13 грн./т – до 3 741 грн./т. Аи-95 «сбросил» 3 грн./т – до 3 990 грн./т, Аи-92 – 17 грн./т –  до 3 718 грн./т. Слегка подорожали только низкооктановые бензины – на 6 грн./т – до 3 237 грн./т. Розничная стоимость топлива остается практически без изменений.

Как уже писала «Экономика», чиновники и нефтяники разработали специальную методику расчета объективных цен на горючее. На прошедшей неделе Минтопэнерго уже официально презентовало свою формулу общественности. Суть ее такова: каждые десять дней экспертно-аналитическая группа определят средневзвешенную стоимость дизтоплива и высокооктанового бензина за предыдущий месяц, опираясь на котировки международного энергетического агентства Platts. Затем к ним прибавляются затраты на транспортировку по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс», морским путем, железнодорожный тариф на 500 км, доставку, перевалку, растаможивание, учитываются также курсы доллара и евро по отношению к гривне. Полученный результат принимается в качестве входной цены.

За этим следует расчет всех затрат на логистику, хранение, расходов на содержание АЗС и других. Результатом этого вычисления является себестоимость нефтепродуктов (Аи-95 и ДТ) на заправках. Затем, по информации Минтопэнерго, учитывается плановый доход АЗС и формирование розничной цены горючего. После чего в рамках «потребительской корзины» происходит корректировка цифр в рознице. Наконец, экспертно-аналитическая группа издает информационный бюллетень с прогнозом на следующую декаду.

Правда, пока что, по словам директора департамента Минтопэнерго по вопросам нефти, газа и нефтепереработки Леонида Косянчука, данная методика работает в тестовом режиме. «Формула пребывает в состоянии анализа и согласования. Практически все трейдеры согласились с ней, и сейчас мы пробуем, как она работает. Следующее заседание экспертно-аналитической группы запланировано примерно 19 января. И к этому времени методика будет утверждена всеми трейдерами и представителями правительства», – заявил чиновник.

На презентации Косянчук также озвучил достаточную, по мнению Минтопэнерго, норму прибыли компаний при расчете обоснованных цен. «Средняя норма прибыли, которую сегодня получает трейдер, колеблется от 50 до 70 долл./т. В совокупной тонне продукции, которая состоит из 400 кг дизеля, 100 кг А-76, 150 кг Аи-92 и 350 кг Аи-95, при входящей цене 730 долл./т 200-220 долл. – разница между «пистолетом» и входной ценой. Из этой вилки 50-70 долл. получает трейдер. Это позволяет ему перекрыть расходы по кредитованию и инвестиционную составляющую. Это та рентабельность, которая позволяет на средней АЗС стоимостью 5 млн. грн. и при продаже 300 литров в месяц окупить вложенные средства за 6-7 лет», – сказал глава нефтегазового департамента.

Косянчук также назвал объективные, по расчетам ведомства, цены на нефтепродукты. «По последним данным, литр Аи-95 должен стоить 3,73, Аи-92 - 3,61, А-76 – 3,46, ДТ – 3,66 грн. После этого вступает в силу ценовой коридор – плюс-минус 3%», – сказал он. Правда, при этом, он отметил, что сегодня убытки компаний от продаж дизтоплива компенсируются за счет повышения стоимости других нефтепродуктов. «Если мы отследим рынок, то увидим так называемую тенденцию «дизелизации Европы». И если мы рассмотрим отрезок времени с августа текущего года, то у нас сложится такая картина: сегодня Аи-95 на рынке, как это ни парадоксально, стоит дешевле, чем дизельное топливо. Но если мы возьмем и посчитаем по формуле «потребительскую корзину», то ДТ должен сегодня стоить 4,15 грн./л при цене Аи-95 3,85 грн./л. Поэтому путем непростых переговоров с трейдерами было принято решение дотировать дизель за счет увеличения цены на остальные виды топлива. Поэтому, если по расчету получается цена 4,12 – 4,15 грн./л, мы понижаем ее до «потребительского формата» – 3,8 грн./л. Но это временное явление, пока цена на дизельное топливо превышает плату за Аи-95», – заявил чиновник.

В то же время средняя оптовая цена дизтоплива на рынке  (3 741грн./т) ниже, чем Аи-95 (3 990 грн./т). Эксперты объясняют диспропорцию в рознице разной плотностью двух видов топлива. «Прежде всего, это обусловлено тем, что плотность у нефтепродуктов разная. В то же время продажа любого вида топлива предусматривает одинаковую прибыль. Сегодня, тонна Аи-95 условно стоит 4 000 грн. в опте. При плотности 0,765 г на 1 куб. см его себестоимость на АЗС составит 3,06 грн./л. В то же время цена дизтоплива в опте – 3 750 грн./т. При плотности 0,845 г на 1 куб. см себестоимиость на АЗС уже составит 3,16 грн./л. Плюс маркениговые и розничные затраты на АЗС, прибыль и налоги», – сказал «Экономике» директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Косянчук также пообещал, что с 2008 года в Украине начнет действовать стандарт качества "Евро-3". «Он будет утвержден 1 января 2007 года, а начнет действовать с 1 января 2008 года. Год - достаточный срок для того, чтобы производители продукции подготовились к ужесточению стандартов. После этого они уже не будут иметь права выпускать горючее более низкого качества», – заявил Косянчук.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ГОРЮЧЕГО В ЕВРОПЕ И УКРАИНЕ

Правда, производители уже и сами готовятся к более жестким требованиям к качеству продукции. На прошедшей неделе Лисичанский НПЗ получил сертификат соответствия на систему экологического менеджмента ISO 14001. Документ выдан официальным представительством голландской компании TNO Certification B.V. в странах СНГ. В ходе ежегодного аудита также подтверждено действие сертификата  по системе менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001.

Таким образом, ЛИНИК стал первым предприятием региона и украинской нефтеперерабатывающей отрасли, сертифицированным сразу по трем международным стандартам: системам менеджмента качества, охраны труда и экологии.

По словам руководителя представительства TNO Certification b.v. в Украине Герарда Питера Корнелиуса Хазебрука, сам факт того, что  предприятие успешно разработало и внедрило все три ключевые международные системы – огромный успех. В Украине этой цели достигли единицы компаний.

«ТНК-ВР стремится выпускать на Лисичанском НПЗ продукцию европейского качества и сертификация по ISO 9001, OHSAS 18001, ISO 14001 является лучшим подтверждением серьезности намерений компании. За неполных два года заводу удалось значительно продвинуться вперед на пути к лучшим мировым образцам менеджмента», - отметил  директор департамента поддержки нефтепереработки ООО «ТНК-ВР Украина» Сергей Денисов.

РОЗНИЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ, грн./л

Источник: UPECO

НОВОСТИ / Нефть и газ