23 сентября 2019 12:17

"Белое золото Карпат"

Первый украинский продукт питания с географическим указанием.

"Белое золото Карпат"

До конца года в Украине будет зарегистрирован первый продукт питания с защищенным географическим указанием — гуцульская овечья брындзя. 

Этот вид сыра, который изготавливают овцеводы Карпат, получит марку, подтверждающую его высокое качество, многовековую традицию производства и связь с территорией, где его изготавливают. Коньяк, шампанское, пармезан… это тоже продукты с защищенным географическим указанием. Украинские продукты — не хуже.

Овечья брындзя может похвастаться многовековой историей, ибо изготавливают ее жители Карпатских гор — в Польше, Румынии, Словакии и в трех областях Украины: Закарпатской, Ивано-Франковской и Черновицкой — еще с XIV в. У гуцулов она считается более выдержанной, острой, и поэтому более вкусной. Но работа овцеводов из года в год теряет популярность: она тяжелая и недооцененная. Овца дает молоко для сыра только четыре месяца в году (120 дней), а содержать ее надо круглый год. Овечий сыр сейчас стоит недорого — 100–120 грн за килограмм, максимум — 150–200 грн во время проведения фестивалей. И совсем не удивительно, что поголовье овец в Украине уменьшается. По данным Госстата, сейчас общее стадо овец и коз в хозяйствах населения не дотягивает и до 1,4 млн голов. А еще 10 лет назад это поголовье превышало 2 млн особей.

Рынок брындзи пока что очень ограничен. Сейчас ее употребляют преимущественно в Карпатском регионе, где и производят. Люди покупают брындзю большей частью в горной долине или дома у овцевода. И это не дает возможности повысить на нее цену. Еще одна проблема — это название никак не защищено от свободного (считайте — незаконного) использования: им могут пользоваться любые производители и торговцы на внутреннем рынке.

Получив марку географического указания, производители ценного вида сыра — гуцульской овечьей брындзи — могут защитить свои права на внутреннем рынке и выйти на внешние, в частности — стран ЕС, и таким образом повысить свои доходы, продавая этот продукт питания ощутимо дороже. С другой стороны, у потребителей появится гарантия качества сыра с местными (региональными) особенностями. Потому что именно географические указания в свое время помогли получить признание далеко за пределами зоны производства таким региональным продуктам, как, например, алкогольные напитки — шампанское, коньяк, сыры фета, рокфор, пармезан и другие. У этих изделий есть правовая защита Евросоюза. Поэтому не удивительно, что, подписав Соглашение об Ассоциации, Украина обязалась соблюдать нормы ЕС о защите продукции местного происхождения. И поэтому до 2023 г. украинские производители должны отказаться от использования названий упомянутых сыров, а до 2026 г. им придется прекратить вырабатывать 12 названий спиртных напитков, среди которых популярные сейчас французские марки — Шампанское, Коньяк, Арманьяк, Кальвадос, португальское вино Мадера, испанское — Херес, венгерско-словацкое — Токай и другие. 

Для продвижения и защиты сыров с географическим указанием в прошлом году была создана первая в Украине Ассоциация производителей традиционных карпатских высокогорных сыров. Сейчас она объединяет 23 члена: это овцеводы, изготавливающие сыр из овечьего молока по традиционной технологии, выпасающие овец в горных долинах Карпат на высоте не ниже 700 м над уровнем моря, а также туроператоры, гиды, которые водят туристов в горы к овцеводам, и рестораторы, популяризирующие в своих заведениях питания натуральные карпатские сыры, и особенно — овечью брындзю. Следует заметить, что для сыра "гуцульская овечья брындзя" прописана спецификация, и только те производители, которые будут ее соблюдать, получат марку географического указания.

— Участникам нашего объединения важно получить защищенное географическое указание "Гуцульская овечья брындзя" прежде всего потому, что мы хотим сохранить традиции изготовления брындзи, — подчеркивает во время проведения уже 19-го фестиваля-ярмарки "Гуцульская брындзя" в городе Рахове на Закарпатье глава этой Ассоциации Анатолий Павлюк. — Ведь географическое указание может получить только тот продукт питания, который, согласно украинскому законодательству, изготавливают не менее 30 лет. А наша гуцульская брындзя намного древнее. С тех пор как люди поселились в Карпатах, они разводили овец и изготавливали брындзю. Нам важно получить географическое указание еще и для того, чтобы этот продукт выше ценился. Ныне, как известно, овцеводством заниматься невыгодно. Кроме того, мы сейчас активно контактируем со столичной фирмой "Органик стандарт", которая будет работать с нами как орган внешнего контроля. Они будут подтверждать, что карпатский сыр — гуцульская овечья брындзя — действительно экологически чистый, традиционный продукт, соответствующий всем требованиям системы географических указаний. У нас уже были инспекторы этой организации, изучающие, как содержатся овцы, как доятся, в каких условиях изготавливается и хранится сыр, и дали нам рекомендации, которые мы должны соблюдать.

Процесс подготовки к регистрации географического указания "Гуцульская овечья брындзя" оказался довольно длительным. Год назад была создана Ассоциация — объединение лиц, непосредственно работающих с продуктом. Потом началась подготовка материалов для регистрации этого географического указания. Ассоциация учла и требования законодательства ЕС, а именно — разработала спецификацию продукта, план контроля качества, поскольку это важное условие для регистрации продукта в Европе. В прошлом году в октябре Ассоциация подала документы для получения положительного вывода Госгеокадастра и Минагрополитики Украины. И, как заметили в ответе на наш информационный запрос должностные лица Минагрополитики, "из-за отсутствия подзаконных актов, которые урегулировали бы вопросы получения таких выводов, эта процедура завершилась в декабре 2018 г.". А, собственно, сам процесс регистрации географического указания начался 19 декабря с подачи заявки на регистрацию в Министерство экономического развития и торговли Украины. Долго продолжалась подготовка заявки к публикации. Судите сами: сведения о подачи заявки Минэкономразвития опубликовало только в конце марта 2019-го. И теперь завершается экспертиза заявки, продолжительность которой — целых полгода. На данное время возражений и замечаний на заявку не поступало. Ассоциация вышла на финальный этап этого затяжного процесса и очень надеется, что до конца этого года все же состоится завершение регистрации географического указания "Гуцульская овечья брындзя" на государственном уровне. Такое признание важно потому, что это — национальный украинский продукт питания, связанный с традициями и культурой Украины, и в частности — Гуцульщины.

— Сейчас цель регистрации географического указания "Гуцульская овечья брындзя" — это его регистрация в Украине, — рассказывает национальный эксперт проекта ЕС "Поддержка развития системы географических указаний в Украине" Анна Антонюк. — Это будет первый украинский продукт питания с географическим указанием, а потом мы начнем маркетинговую кампанию, чтобы гуцульская овечья брындзя стала сначала популярной в Украине. Когда это географическое указание будет зарегистрировано в Украине, будем формировать дело для его регистрации в ЕС. И только после того, как гуцульская овечья брындзя будет внесена в реестр Европейского Союза, начнем работать над ее выходом и продвижением на европейский рынок… Географическое указание дается для того, чтобы потребители за пределами зоны его производства признавали продукт и доверяли ему. Обычно на внешних рынках можно делать более высокую наценку.

В течение этих месяцев также продолжается подготовка к регистрации географического указания для других продуктов, которые должны были бы стать узнаваемыми и популярными украинскими географическими указаниями за границей: это гуцульская коровья брындзя, херсонские арбузы, мелитопольская черешня, карпатский мед и четыре вида вина — "Шабское", "Ялпуг", "Закарпатье" и "Белгород-Днестровский".

Надеемся, что именно гуцульская овечья брындзя, которую небезосновательно величают "белым золотом Карпат", даст хороший старт этому процессу.

Географическое указание означает больше, чем бренд. Ведь бренд идентифицирует одного производителя или продавца товара, услуги. А географическое указание касается многих производителей или продавцов определенной продукции.