Автор: Сергей Лямец

14 июля 2006 20:27

НБУ открыл еще одну бесполезную линию доверия

Сегодня Нацбанк разослал уведомление о новом «телефоне доверия». Эта услуга оказывается чиновниками круглосуточно. Теоретически, любой вкладчик любого банка теперь может обратиться в НБУ с жалобой. Если банки задерживают выплату денег или создают другие проблемы, можно рассказать обо всем государству.

Приведу этот номер телефона - 230-19-60. И сразу же предположу,  что звонить по нему будет так же бесполезно, как жаловаться на свои беды соседям по лестничной клетке.

Вспоминаю, как года полтора-два назад НБУ уже открыл «горячую линию», посвященную обмену наличных валют. Как раз тогда ведомство приняло несколько постановлений, которыми обязывало банки принимать к обмену любые купюры долларов. Причем, не должны были звучать такие фразы, как «слишком маленький номинал» или «она ветхая (варианты – потертая, обрисованная, мне не нравится)».

Тогда еще руководитель НБУ Арсений Яценюк разрекламировал новый порядок и едва ли не заявил, что теперь Украина будет жить иначе. Естественно, бросив грязь в «нечестные» агентские обменки и похвалив «кристально честные» банки.

Буквально через полмесяца после этой пиар-акции я зашел в отделение банка «Аваль» в самом центре Киева, чтобы обменять 10 долларов. Признаюсь – купюра была хорошей, и сомнений на ее счет я не испытывал. Однако в кассе мне отказали, сказав, что покупать не будут. Я заикнулся, что постановление НБУ обязывает банк купить у меня доллары. На это девушка мне ответила, что у них свои правила.

В соседнем, если не ошибаюсь, «Укрсиббанке» мне сказали примерно то же самое. Кстати, и в нем, и в «Авале» прямо над кассовым окошком были приклеены выдержки из тех самых постановлений НБУ. Обменять доллары я смог только в агентской обменке в нескольких кварталах от центра высокой культуры финансового обслуживания. Причем, без проблем.

Пока я искал обменку, решил набрать номер «горячей линии НБУ». По телефону там решать вопрос отказались. Об оперативности речи также не было. Скучный голос на том конце безразлично сообщил, что если я хочу дать ход делу, то мне нужно прийти в территориальное отделение Нацбанка и написать заявление. А после этого – ждать, что будет. Сколько – неизвестно. Сопоставив 10 долларов и затраты времени и сил на восстановление вселенской справедливости, я решил ничего не делать. Как поступил бы любой нормальный человек в моей ситуации.

Не хочу проверять. Уверен, что чиновники НБУ пальцем не пошевелят, чтобы наказать зарвавшихся банкиров на основании устного сообщения. Смею предположить, что именно так и будет работать новый «телефон доверия». Людям будут советовать прийти и написать заявление, заполнить форму или выдержать любую другую бюрократическую процедуру. И ждать. Долго.

А еще я знаю, зачем придумана эта линия. Председатель правления НБУ Владимир Стельмах и его заместители уже безумно устали от бесконечных митингов под окнами ведомства. Еще зимой я не без умиления смотрел, как Стельмах в норковой шапке и изящной шубке пытался что-то доказать обманутым вкладчикам в простеньких курточках. Формально, чиновник был прав – НБУ действительно не в силах вернуть им деньги. Но люди не хотели или не могли этого понять. В их глазах читалась ненависть к жуликам.

Прошло, пожалуй, больше десяти митингов. Стельмах так ничего не доказал, вкладчикам так ничего и не вернули. Нужно было найти выход из ситуации. И вот, похоже, его обнаружили. Возможно, благодаря «горячей линии» руководство НБУ теперь расслабится. И даже съездит в отпуск.


Адрес этой страницы: http://economica.com.ua/editor/74456.html