03 декабря 2018 10:35

Подарили миллиард

Оценка стала разменной монетой в борьбе за принятие бюджета и получение кредита МВФ.

Подарили миллиард

В случае непринятия бюджета до 1 декабря нам грозили Армагеддоном в виде обвала гривни в результате дефолта и в итоге — массовым падением производства, зарплат, невыплат пенсий и т.д.

Многие, характеризуя принятый в ту ночь бюджет, говорят о положительных моментах, заложенных в самом бюджете, но произошедшее под куполом в отношении вопроса оценки недвижимости для сделок купли-продажи невозможно охарактеризовать иначе как дерзкое ограбление народа Украины народными депутатами. Принятые в бюджетную ночь изменения к Налоговому кодексу закрепили монополизм площадок-посредников при оценке недвижимости для проведения сделок купли-продажи.

Правда, движение начались еще 22 ноября, когда состоялось открытое заседание Антимонопольного комитета Украины, где был сделан доклад по вопросу, связанному с Единой базой данных оценки недвижимости и даны рекомендации АМКУ для Кабинета министров относительно этого вопроса.

Единая база применяется для регистрации оценок недвижимости при заключении сделок купли-продажи недвижимости и внесения в нее результатов оценок, выполняемых независимым оценщиком, о чем ZN.UA уже писало (Юрий Андрусенко, "Возвращение блудной схемы", ZN.UA, №30 от 18.08.2018 г.). 

АМКУ проанализировал ситуацию на рынке оценки и обнаружил, что четыре действующие площадки заключили лицензионные договора с разработчиком Единой базы еще до проведения тендера на выбор разработчика Единой базы. О том, что все документы площадок похожи как близнецы-братья, мы уже писали. А то, что они одновременно меняют цены на свои услуги, — однозначная примета их сговора и создания олигополии. Также интересно то, что площадки-посредники смогли удивительно быстро пройти сложнейшие процедуры "Комплексной системы защиты информации" (КСЗИ).

Кстати, именно той системы, которую не проходят площадки "Прозорро", так как это на самом деле ненужные требования, усложняющие деятельность площадок, и именно то, что стало предметом подковерной торговли в бюджетную ночь. Но об этом ниже.

Так вот, на прохождение КСЗИ нужно обычно от полугода до года. Но действующие площадки Единой базы умудрились пройти КСЗИ за две недели — какие талантливые ребята! Разработчики "схемы" постарались максимально усложнить процедуры аккредитации площадок так, чтобы легко пропускать "своих", а чужим было бы зась.

Эксперты Инициативы "Разом проти корупції" попытались узнать, какие есть возможности у "других" для прохождения КСЗИ. Они звонили тем, кто разрабатывает проектные решения для получения КСЗИ. На вопрос "как быстро это можно получить?" в тех немногих компаниях, которые занимаются этими вопросами, специалисты смеялись и иногда говорили "от года", а иногда "не беритесь — у вас ничего не выйдет, и у них есть инструкция отказывать всем по этому вопросу". Но и этого тем, кто контролирует схему, показалось мало. И тогда в "бюджетную ночь" в Раду была внесена поправка, которая делает просто невозможным появление на рынке независимой площадки, о чем ниже.

Какие же рекомендации по вопросу оценки АМКУ предложил (и проголосовал единогласно) для Кабинета министров?

Прежде всего, Кабмин должен проанализировать, нужны ли вообще посредники для Единой базы, ведь до 18 июля 2018 г. Единая база прекрасно работала без них. Если площадки для Единой базы не нужны, то АМКУ рекомендует Кабмину разработать и подать в Раду изменения к Налоговому кодексу, которые бы исключали внесение данных в Единую базу через площадки-посредники. Многим экспертам именно такое решение представляется наиболее целесообразным. И оно вполне возможно, поскольку площадки Единой базы, в отличие от площадок "Прозорро", ничего не перечисляют в бюджет, а все кладут себе в карман.

В случае если правительство решит, что площадки-посредники все-таки нужны, оно должно озаботиться ограничением сумм, уплачиваемых посредникам, установить какие-то барьеры хапугам, которые уже несколько раз поднимают цены на свои т.н. "услуги".

Также АМКУ рекомендует обратить внимание на недопустимость для площадок заниматься оценочной деятельностью. Во всем мире это называется конфликтом интересов, когда юридическое лицо предоставляет услуги в той же сфере, которой оно само занимается. Безусловно, такое юридическое лицо будет стремиться "вставлять палки в колеса конкурентам", ограничивая конкуренцию. Конфликт интересов в развитых странах признается одним из очень тяжких нарушений. В Украине в последнее время тоже приходит понимание опасности таких ситуаций.

Вот такие рекомендации появились 22 ноября, накануне "черной бюджетной ночи". Многие эксперты оценивают эти рекомендации позитивно, хотя вопрос о том, останутся ли они на бумаге, или наши западные партнеры все же заставят Кабмин обратить на них внимание и принять к действию, остается открытым: уж слишком мало полномочий у Антимонопольного комитета.

А теперь о том, как проходила бюджетная ночь, и как получилось так, что оценка стала разменной монетой в борьбе за принятие бюджета и получение кредита МВФ.

Из многих источников известно, что к моменту начала голосования депутаты предложили внести огромное число поправок, которые окрестили "хотелками" на 2 трлн грн. Понятно, что это были затраты на всевозможные дотации и на себя, любимых, поэтому многие из них были отвергнуты, оставляли только те, что не требовали затрат бюджета. Среди них оказались три поправки, которые касались частных площадок-посредников, используемых для внесения данных на такие сайты как "Прозорро", "Прозорро. Продажи" и Единую базу данных отчетов по оценке недвижимости. Система "Прозорро" применяется при государственных закупках и была объявлена одним из важнейших достижений нынешней власти, поскольку эта система позволила сделать государственные закупки реально прозрачными. "Прозорро. Продажи" были разработаны позднее и стали применяться для реализации государственного имущества. Площадки Единой базы данных отчетов по оценке недвижимости были введены в действие в июле т.г. и являются посредниками, через которые оценщики загружают результаты оценки недвижимости в Единую базу.

В ту "черную" ночь не спали не только депутаты. Не спали и те, кто последние четыре месяца пытается бороться со схемой, — члены Инициативы "Разом проти корупції". Оксана Величко и Михаил Серебряков звонили депутатам, писали эсэмэски, поясняли, кричали, пытаясь не допустить усиления схемы. Их усилия просто невозможно переоценить, ведь многие чиновники и депутаты далеки от схемы и не очень понимают эти сложные и заверченные юридические формулировки, скрытые в поправках, которые сами по себе звучат невинно, хотя на самом деле оказываются ядовитыми жалами в теле законодательства.

Так вот, первая из трех поправка, предложенная в Налоговый кодекс, меняла требования к площадкам "Прозорро" и "Прозорро. Продажи" и делала их такими же ненужно сложными, с такими же КСЗИ, как и у площадок Единой базы, причем написано это было в поправке весьма хитренько и непонятненько, но все же это заметили.

Другая поправка узаконивала платежи нотариусов за проверку отчетов в Единой базе, хотя с июля нотариусы иногда платили за проверку, а иногда им удавалось этого избежать: ведь прямого требования по оплате за проверку наличия в базе отчета в законе не было. А поскольку они иногда не платили, особенно те, кто имеет смелость быть грамотными, и этот факт очень удручил "схемщиков", то они решили подать поправку.

(Отметим в скобках, что лица, подающие поправки, на этот раз поменялись. Теперь это не депутат Курячий с поправкой 99, пропихнутой г-жой Южаниной в закон о бюджете-2017 в декабре прошлого года, а депутаты Бабий и Заставный. Страна должна знать своих героев. Хотя хорошо известно, кто на самом деле автор схемы, — депутат из фракции "Відродження", избранный в далеком мажоритарном округе, и окрещенный остроумными журналистами "депутатом из Оклахомы".)

Третья поправка оказалась вообще фееричной: она предлагала новым площадкам-посредникам (всем, любых сайтов) для их допуска к работе согласовывать возможность работы новой площадки с уже существующими площадками. Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Агия Загребельская, которая тоже не спала всю эту "черную" ночь и пыталась пояснять опасность этих поправок, изложила эту поправку в Фейсбуке так: "Выход на рынок только по согласию всех конкурентов". Безусловно, как уполномоченной Антимонопольного комитета, Агие Загребельской понятно, что конкуренты не допустят на рынок "чужую" площадку, чем существенно ограничат конкуренцию рынка услуг площадок. И это будет апофеоз коррупции!

Когда эта поправка стала известна, во все колокола забил заместитель министра экономики Макс Нефедов, выложив пост в Фейсбуке. Он заявил, что данная поправка уничтожает всю систему "Прозорро" и "Прозорро. Продажи", на что отреагировали многие министры, и тут начался торг и продавливание поправок через зал. В конце концов Макс Нефедов добился "компромисса" и заявил о нем в Фейсбуке: площадок "Прозорро" и "Прозорро. Продажи" данные поправки касаться не будут.

А кого будут? Осталась Единая база данных отчетов по оценке недвижимости, где сегодня сумма платежа, установленная площадками-посредниками, составляет 570 грн за одно обращение оценщика и 570 грн — за проверку нотариусами. В среднем за день площадки Единой базы собирают больше миллиона гривен, а за год — около миллиарда. Вдумайтесь в эту цифру: частные посредники, предоставляющие услугу на уровне электронной почты, будут зарабатывать миллиард гривен в год, и никто (!) не сможет составить им конкуренцию, так как это закреплено на уровне законодательства. Все, финита ля комедия.

Понятно, что, "отбив" от одиозных поправок систему "Прозорро", Министерство экономики фактически просто "слило" оценку. То есть оценка стала разменной монетой, и многие депутаты этого не скрывали. Они говорили: нам нужен бюджет, и мы готовы получить его любой ценой. И это правда, что без депутатов "Відра" (как окрестили "Відродження" в Раде) бюджет не был бы проголосован, поскольку за бюджет отдали 240 голосов, из которых 22 оказались от этих депутатов, поставивших условием принятие поправки.

И этот счет очень печальный, так как данная схема, безусловно, является небольшой среди массы других схем, откатов и дотаций, заложенных в бюджет для других депутатов. Но ее коррупционность, построенная исключительно на нормах законодательства, является хорошей проверкой депутатов и чиновников. Уж если такую небольшую схему не могут поломать в течение четырех месяцев, а теперь еще ее и усилили, то грош цена всякой другой борьбе с коррупцией — все это похоже на показуху, танцы с бубнами и подковерные игры, никакими реформами в стране реально никто заниматься не хочет. А та небольшая часть специалистов и экспертов, которые пытаются с этим бороться, напоминают мне бьющихся о стекла птиц.

Эксперты Инициативы "Разом проти корупції" написали после этой ночи: "1:0 в пользу коррупции". Но при этом активисты считают, что проигран пока только гейм, однако есть еще шансы выиграть всю игру, и призывают всех, кто борется со схемой, не опускать руки.