25 сентября 2019 11:48

Игры с государством: подешевеют ли билеты при компенсации авиакомпании за облет территории России

Игры с государством: подешевеют ли билеты при компенсации авиакомпании за облет территории России

В Украине вновь заговорили о необходимости государственной компенсации авиакомпаниям за облет территории России. НВ Бизнес разбирался в цене вопроса и вероятности снижения стоимости билетов

В воскресенье вечером стало известно, что в старейшей и одной из крупнейших туристических компаний мира Thomas Cook стартовала процедура принудительной ликвидации. Одним из последних аргументов, сыгравших в пользу именно такого развития ситуации стал отказ правительства Великобритании оказать компании государственную помощь.

Компании не помог ни масштаб деятельности, ни вертикальная интеграция бизнеса: от управления отелями до собственного авиапарка. По данным Reuters, три 100%-е дочки Thomas Cook (в Великобритании, Дании и Испании), которые остановили выполнение перелетов, владеют 63 самолетами Airbus. Еще 53 борта у немецкой авиакомпании Condor, которая принадлежит Thomas Cook на 49,9%, и пока продолжает выполнять рейсы.

Зачем это знать украинским туристам и пассажирам авиакомпаний?
После смены правительства, в украинской гражданской авиации вновь стал ребром вопрос государственной помощи авиакомпаниям страны.

Дело в том, что еще в августе 2014 года Российская Федерация закрыла воздушное пространство для украинских авиаперевозчиков. Есть одно решение, которое правительством принято: речь идет о прекращении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, выполняющих полеты через воздушное пространство России в целый ряд стран: Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию", — сказал тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В реальности пострадали компании, выполнявшие рейсы в Юго-Восточную и Среднюю Азию. Тогда говорилось, что себестоимость их полетов увеличилась приблизительно на 20%.

С тех пор украинские авиаторы периодически поднимают вопрос о том, что на восточном направлении они стали неконкурентоспособны, терпят дополнительные убытки и периодически просят государство о поддержке.

Похоже, их услышали

В начале сентября Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что министерство изучает вопрос возможного введения компенсаций национальным авиакомпаниям. «Их два — SkyUp и МАУ. Действительно мы будем предлагать какие-то вещи — должна быть компенсация за облет территории России. Это необязательно должна быть прямая компенсация. На это можно смотреть через аэропортовые сборы или другую модель. Понятно, они (украинские авиакомпании, — НВ Бизнес) становятся неконкурентными, потому что у нас есть „бан“ на зону Российской Федерации. Они вынуждены делать этот облет. Естественно из-за этого логистического плеча теряют существенные деньги», — сказал Криклий.

Национальные авиакомпании — это те, который имеют сертификат эксплуатанта воздушных судов, выданный Государственной авиационной службой Украины. Таких компаний существенно больше, чем две, но только Международные авиалинии Украины (МАУ) и SkyUp имеют маршруты, на которых несут существенные потери из-за необходимости облета территории Российской Федерации. Так, в авиакомпании windrose ответили НВ Бизнес, что у нее нет таких маршрутов. Большинство чартерных авиакомпаний выполнят рейсы в Турцию и Египет, которые также происходят без существенных потерь. Хоть в 2014 году маршруты были скорректированы так, чтобы облететь территорию Крыма.

У иностранных конкурентов украинских авиакомпаний есть преимущества

В результате, при выполнении рейсов, на которых украинские авиакомпании осуществляют облет, у их иностранных конкурентов есть преимущества: от затрат на обслуживание самолетов до меньшего времени в пути, что удобнее пассажирам.

В МАУ не ответили на запрос НВ Бизнес. Однако на недавней пресс-конференции совладелец компании Арон Майберг рассказал, что необходимость облета территории России стала одним из трех факторов, которые жестко повлияли на экономический результат компании. «За 5 лет от повышенных ставок за аэронавигационое обслуживание, от акциза (на топливо — НВ Бизнес) и от облета территории (РФ — НВ Бизнес) компания переплатила $216 млн», — сказал Майберг. По его словам, МАУ максимально ощутила сложности от необходимости облета территории РФ, Крыма и временно неконтролируемых районов Донбасса после увеличения своего дальнемагистрального флота и его максимальной загрузки.

А новый президент компании Евгений Дыхне в своей програмной колонке, опубликованной на ЦТС, прямо указал, что эта причина усложняет хабовую модель развития компании: «Это делает МАУ неконкурентным как по времени в пути, так и по стоимости перелета. Кроме того, это нарушает хабовую бизнес-модель авиакомпании, ведь подвоз пассажиров с восточного направления для пересадки в „Борисполе“ становится не выгодным. Отсутствие экономических компенсаторов, в итоге, сделало МАУ заложником этой проблемы». И добавил, что будет обращаться к органам исполнительной и законодательной власти для того, чтобы аргументы МАУ были услышаны на самом высоком уровне.

В SkyUp Airlines рассказали НВ Бизнес, что компания осуществляет облет территории РФ при выполнении рейсов в Грузию, Армению, ОАЭ и Китай. «При выполнении этих рейсов увеличивается стоимость аэронавигационного обслуживания, расходы на топливо и расходы на эксплуатацию самолета. Дополнительные расходы, которые несет компания при облете территории РФ, рассчитаны и будут предоставлены в Министерство в случае принятия положительного решения по их компенсациям», — говорит Евгений Хайнацкий, генеральный директор SkyUp.

Какие меры может предпринять государство?
В первую очередь нужно понять, имеются ли подобные примеры в других странах мира. Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support, говорит, что они есть. И один из них совсем рядом. «Авиакомпании Кипра получают господдержку за облет территории соседней Турции», — рассказывает Ланецкий.
В SkyUp считают, что для ввода прозрачной системы компенсаций для авиакомпаний одними из наиболее простых путей являются:

Снижение стоимости на обслуживание в аэропортах для тех рейсов, на которых осуществляется облет территории РФ;
Снижение аэронавигационных сборов;
Снижение цен на топливо при заправке на выполнение «облетных» рейсов.
«Эти компенсации могут быть учтены как на текущих рейсах, так и за рейсы предыдущих периодов. Главное — понимание суммы потерь каждого из перевозчиков и прозрачный механизм их учета и снижения», — рассказывает Евгений Хайнацкий.

Никаких компенсаций задним числом или еще чего-то в таком роде

Но отметим, что в Министерстве инфраструктуры уже отвергли идею компенсации за уже выполненные рейсы. «Никаких компенсаций задним числом или еще чего-то в таком роде. У МАУ есть задолженность перед Украэрорухом. Порядка 1 млрд грн. Госпредприятие подало иск в суд. МАУ подала встречный иск, в котором утверждает, что они из-за войны, начиная с 2014 года, вынуждены были совершать облеты РФ и поэтому требуют компенсацию. О компенсации этих затрат и речи быть не может. Кабмин такое не поддержит», — заявил министр Владислав Криклий в интервью журналу Фокус.

Нарваться на штрафы
Не станет ли введение господдержки поводом для ведения штрафных санкций в отношении украинских авиакомпаний в других странах? Александр Ланецкий уверен, что практически по всем направлениям сложностей быть не должно. «Единственное где есть риск введения санкций — это Европейский Союз. Ведь при подготовке и подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, раздел об авиации был выписан таким образом, что Украина может нарваться на штрафы. Поэтому этот момент нужно изучить очень внимательно», — акцентирует Ланецкий.

А вот Андрей Гук, партнер юридической фирмы «Анте» считает, что вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Он напоминает, что с осени 2017 года в Украине действует закон «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который устанавливает случаи, при которых предоставление помощи имеет основания. «Он применяется, например, для развития регионов с низким уровнем жизни, для выполнения общенациональных программ развития, решения социальных или экономических проблем общенационального характера, содействия предприятиям в специальных зонах и т. д. То есть тяжело понять, чем можно оправдать предоставление госпомощи конкретным компаниям? В каком размере ее предоставлять, и что от этого получит нация?», — говорит Гук. При этом юрист акцентирует, что допустимость государственной помощи оценивает Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Кроме того, Андрей Гук считает, что вопрос предоставления госпомощи украинским авиакомпаниям должен обсуждаться публично. А не кулуарно. Лишь тогда будет понятно: смогут ли авиакомпании благодаря такой поддержке, например, снизить стоимость билетов.

А что с ценами на билеты
«Билеты на такие рейсы могут быть дешевле», — допускают в SkyUp Airlines. Но с этим соглашаются не все опрошенные эксперты. «Сейчас билеты продаются дешевле себестоимости! Цены снижать некуда!», — поясняет Александр Ланецкий, напоминая, что убытки МАУ от облета территории РФ — это лишь часть проблемы, которая требует комплексного решения.

Практически все иностранные авиакомпании, прилетающие к нам, стараются не заправляться в Украине

Действительно, за последние пару лет стоимость перелетов из Украины уже существенно снизилась. Но в первую очередь это произошло из-за выхода на наш рынок нескольких новых игроков, работающих в сегменте бюджетных авиаперевозок. И классические авиакомпании были вынуждены принять новые правила игры, чтобы сохранить свою долю рынка без существенного изменения бизнес-модели. Или покинуть рынок, как это сделали некоторые европейские перевозчики. Поэтому введение госкомпенсации за облет территории РФ, может стать приятным бонусом для бизнесменов. А чтобы пассажиры ощутили изменения на своих кошельках, нужны другие шаги.

Например, участники рынка и эксперты дружно соглашаются с необходимостью снижения стоимости авиатоплива в аэропортах Украины. «К сожалению, топливо в Украине дороже, чем в Европе. Практически все иностранные авиакомпании, прилетающие к нам, стараются не заправляться в Украине. Мы же вынуждены заправляться здесь, так как мы базируемся здесь и первые вылеты у нас стартуют из Украины», — сетует Евгений Хайнацкий из SkyUp.