27 июня 2007 14:01

Дешевая связь с заграницей

Дешевая связь с заграницей

Вместе с тем потенциальный объем украинского рынка по предоставлению услуг IP-телефонии на 2007-2008 год НКРС определяет в размере 12-14 миллиардов гривен. А до конца 2010 года прогнозируется рост объема этих услуг еще в 3-5 раз.


Такой потенциал привлекает множество компаний, желающих развить свой бизнес по предоставлению услуг IP-телефонии. Однако из-за очень высокой стоимости лицензии на данный вид деятельности — почти 540 тысяч гривен за международную связь и 20,4 тысячи гривен для одного региона за междугороднюю связь — многие из них работают полулегально. Так, по данным аналитической компании PRO-Consulting, около 50% IP-трафика в прошлом году было сгенерировано теневыми операторами.

Загнать рынок в тень вынудило постановление Кабмина №773 от 16 июня 2004 года о стоимости лицензии на предоставление услуг IP-телефонии. Есть версия, что данный документ появился благодаря лоббированию «Укртелекомом» вопроса об ограничении деятельности IP-операторов, поскольку в компании считали, что из-за них «Укртелеком», «Утел» и бюджет Украины теряют значительные средства.

Возможно, причину недовольства «Укртелекома» стоит искать в тарифах этого оператора на услуги международной связи. Например, звонок из Украины в Москву по тарифам «Укртелекома» стоит 1,91-2,42 гривни за минуту, а по тарифам IP-операторов около 0,35 гривни. Ситуацию усугубляет и тот факт, что «Укртелеком» покрывает убытки от предоставления услуг местной связи за счет дохода от международной.

25 операторам развить рынок не под силу

В Украине выдано 25 лицензий на предоставление услуг международной IP-телефонии и 24 — на междугороднюю. Но такое количество игроков не могут развивать такой перспективный бизнес IP-телефонии.

Всего же, по самым скромным подсчетам, в Украине около 50 компаний предоставляют услуги IP-телефонии. По словам Олега Магаляса, менеджера по работе с клиентами компании Ticom, в Киеве работают около семи операторов. Но точное количество эксперты назвать не могут из-за неструктурированности рынка и отсутствия его исследований.

Например, практически все украинские операторы как фиксированной, так и мобильной связи используют технологию IP-телефонии для передачи голосового трафика. Это позволяет им экономить материальные и технические ресурсы. Однако сами операторы об этом факте не любят распространяться. «Доля IP составляет незначительную часть от общего объема трафика», — говорит менеджер по связям со СМИ компании «Киевстар» Сергей Товстенко-Забелин. А вот его оппоненты утверждают, что технология IP-телефонии используется мобильными операторами в 80% общего голосового трафика, что экономит для них сотни миллионов долларов.

Дешевые разговоры приносят 50 тысяч гривен в месяц

Очень дорогая лицензия на создание бизнеса по предоставлению услуг IP-телефонии, уголовная ответственность за такую деятельность без лицензии, а также законодательная неурегулированность рынка являются главными сдерживающими факторами развития этой технологии. «Наши законодатели должны понять, что IP-телефония — это не связь в их понимании этого слова. Для нее не надо проводить телефонные линии, достаточно иметь интернет-канал с хорошей пропускной способностью», — говорит Олег Магаляс.

С этим мнением соглашается и начальник отдела НКРС Юрий Каргаполов, который утверждает, что IP-телефония не является отдельным видом деятельности по предоставлению услуг, и поэтому лицензировать ее нет смысла.

Но несмотря на все запреты, украинский рынок IP-телефонии интересен бизнесменам. Прежде всего, из-за высокой рентабельностью этого бизнеса. По словам Олега Магаляса, обычный оператор IP-телефонии зарабатывает 25-50 тысяч гривен в месяц. Поэтому появляется все больше желающих даже нелегально выйти на этот рынок.

IP-телефония вытеснит фиксированную связь

Участники рынка говорят, что украинский рынок IP-телефонии будет расти с увеличением количества интернет-пользователей и скорости доступа во Всемирную паутину. «Два года назад нашим первым продуктом был программный телефон, которому хватало небольшой скорости соединения с Интернетом. А сейчас мы занимаемся интеграцией интернет-телефонии в офисные телефонные системы, в том числе и в мини-АТС», — говорит Олег Магаляс.

В долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют активное развитие IP-телефонии в регионах, когда абоненты будут получать к ней доступ через домашние сети. Юрий Каргополов уверен, что через несколько лет IP-телефония может стать такой же популярной, как и традиционная телефония.

 

Автор
Дело
Источник