09 июля 2007 11:09

Телевизор лезет в телефон

Телевизор лезет в телефон

Объем мирового рынка контента для мобильных телефонов за четыре года вырастет больше, чем в два раза – до $44 млрд. Эксперты считают, что небольшой российский рынок будет расти еще быстрее. Сотовым операторам придется даже навязывать новые услуги абонентам, поскольку доходы от голосового трафика начинают падать.

Сегодня в России работают в основном сети второго поколения – стандарта GSM. Этот стандарт в первую очередь предназначен для передачи голосового трафика. Считается, что технология GPRS – это поколение «два с половиной», а EDGE – 2,75G. И EDGE, и GPRS работают в России и реализованы на базе GSM, правда, эти стандарты уступают по скоростям любому из стандартов 3G. Теоретический предел скорости передачи данных в сетях UMTS может составлять 14 Мбит/с, 7,2 Мбит/с, 3,6 Мбит/с или 384 Кбит/с в зависимости от телефона, сети и других условий. Лицензии UMTS (популярный в Европе стандарт 3G) в России получили «Мегафон», «Вымпелком» и МТС. К тому же сейчас Мининформсвязи рассматривает возможность выдачи четвертой лицензии на работу в стандарте CDMA2000.

 По прогнозу компании iSuppli, в 2007 году объем рынка «мобильного» контента – стоимость всех видеороликов, игр, музыкальных и графических материалов, проданных провайдерами абонентам сотовых операторов – достигнет $20 млрд, а за следующие четыре года удвоится.

Этот рост фактически должен спасти мобильные компании.
Дело в том, что, по данным iSuppli, доходы от голосовой связи 20 ведущих сотовых операторов мира снизились за первый квартал 2007 года на 6% по сравнению с последним кварталом 2006 года.

При этом доходы от контента увеличились на 1%. Аналитики уверены, что к 2011 году рост продаж контента и оказание других дополнительных услуг компенсирует операторам потери от голосового трафика. Сейчас на «неголосовые» услуги приходится около 20% доходов операторов.

Как пишет online-издание InformationWeek со ссылкой на отчет iSuppli, быстрее других будет расти рынок видеоконтента. Уже в 2008 году, по прогнозу экспертов, его объем составит $6 млрд, в то время как в 2007 году провайдеры выручили от продажи видео всего $1 млрд. Впрочем, аналитики отмечают и ряд проблем, которые помешают росту в данном сегменте рынка: главная из них – отсутствие проверенных бизнес-моделей.
Кроме того, говорится в отчете iSuppli, абоненты могут загружать видео с компьютера на телефон в обход контент-провайдера, снижая таким образом его доходы.

Росту рынка в мире и в России, объясняет аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин, будет способствовать развертывание и совершенствование сетей связи «третьего поколения» (3G), которое позволит сотовым операторам увеличить скорость передачи данных в сетях и предложить абонентам новые услуги – высокоскоростной доступ в интернет, мобильное телевидение и т.д. Аналитик агентства AC&M Consulting Антон Погребинский также отмечает, что сейчас рост рынка сдерживается еще и недостаточным количеством терминалов с поддержкой технологий, необходимых для предоставления дополнительных услуг.

В России, убеждены аналитики, доходы контент-провайдеров будут расти еще быстрее, чем прогнозирует iSuppli. По оценкам MRG, в 2007 году объем рынка «мобильного» контента в России составит $340 млн, а к 2010 году доходы контент-провайдеров, работающих в сегменте, достигнут $1,35 млрд. Другие данные у аналитиков AC&M Consulting: агентство оценивает объем российского рынка в $500 млн и прогнозирует трехкратное его увеличение (до $1,5 млрд) к 2011 году.

Причиной для роста продаж «мобильного» контента в России послужит ненасыщенность рынка дополнительных услуг, оказываемых операторами сотовой связи, говорит Муртазин из MRG. По его мнению, предложение новых сервисов вырастет с развертыванием сетей 3G и увеличением платежеспособности населения. Погребинский из AC&M Consulting соглашается и поясняет: развитие рынка мобильного контента в России будет связано с насыщением рынка голосовых услуг. В борьбе за абонентов, полагает эксперт, операторы будут вынуждены активнее, чем сегодня, предлагать абонентам дополнительные сервисы.

Автор
Газета.Ru (Россия)