01 декабря 2005 12:36

Кабель под напряжением

По прогнозам операторов кабельного телевидения, компании в следующем году будут все активнее предоставлять комплексные услуги, включающие в себя не только кабельное, в т. ч.  цифровое, телевидение, но и доступ к интернету и IP-телефонию. А сам рынок ждет волна слияний и поглощений. Об этом на ежегодном открытом съезде Союза кабельного телевидения Украины рассказали игроки рынка.  

Открывая съезд, президент Союза кабельного телевидения Украины Александр Ляхов рассказал, что первый этап формирования кабельного рынка завершится в этом году. Об этом-де свидетельствует несколько факторов: количество участников рынка и их доли на рынке уже определены, завершена модернизация сетей, стоимость услуг стабильна, законодательное регулирование происходит бессистемно, поэтому не может повлиять на развитие рынка. Г-н Ляхов заверил, что операторы сейчас стремятся расширить спектр своих услуг и осваивают новые ниши: «Сейчас широкополосный доступ и интерактивность — мотор рынка. Вторым этапом развития рынка будет укрупнение уже работающих компаний».  По его мнению, слияния и поглощения операторов будут происходить по общим схемам: сначала более крупные местные операторы будут подавлять мелких для устранения конкуренции (обычный процесс формирования микро-монополии), потом укрупнившемуся оператору для удовлетворения спроса будут нужны серьезные инвестиции в технологии и оборудование, и ему придется привлекать еще кого-то. «Но, к сожалению, сейчас внутренние инвесторы не проявляют особого интереса к кабельному рынку. А в России местные компании вкладывают деньги в развитие российских кабельных операторов. Слухи об инвестиционной привлекательности Украины сильно преувеличены»,— отметил он.

Председатель Национальной комиссии регулирования связи Олег Гайдук сообщил, что с июня его ведомство выдало более 300 лицензий, 100 из которых — кабельным операторам (сейчас на рынке работает 560 пролицензированных операторов кабельного ТВ. Видимо, в следующем году стоит ожидать не только укрупнения уже существующих игроков, но и появления новых.— Авт.).

Г-н Ляхов считает, что в 2006 г. произойдет заметная пересегментация рынка: «Условно, будет телевидение для бедных и богатых. Теперь все станет зависеть от платежеспособности населения, при этом для каждого оператора будет очень важным прийти к клиенту первым».

Эту тенденцию подтвердил директор Телерадиокомпании «Дэвком» (Севастополь) Игорь Гвоздик, добавив, что увеличился спрос на услуги интернета, «т.е. клиентов интересует широкополосный доступ». Президент компании «Воля» Сергей Бойко заявил, что «в ближайшие 5-7 лет широкополосный доступ будет золотым коньком для операторов рынка».

По мнению генерального директора ООО Телерадиокомпания «Надежда» (Донецк) Вадима Погоржельского, «только комплексные услуги позволят операторам выжить, иначе их опередят другие компании, не являющиеся кабельными операторами, но предоставляющие такой же набор услуг». Г-н Погоржельский отметил, что  развитие цифрового телевидения очень тормозится из-за высокой стоимости оборудования: «Например, цена того же декодера  достаточно велика — около $100. Если он будет стоить около $50, это спровоцирует бум продаж цифрового телевидения. Думаю, это произойдет в течение года-двух». («Воля» предлагает декодеры по 360-500 грн.,  она же сдает эти аппараты в аренду.— Авт.). Вадим Погоржельский также высказал опасения относительно укрупнения компаний: «К нам в регион может прийти кто угодно, потому что в области работает очень много мелких компаний по 1-5 тыс. абонентов, этих операторов и будут скупать».

И еще. Представители региональных кабельных компаний отметили, что при формировании пакетов услуг кабельного и цифрового телевидения таких проблем с телеканалами, как у «Воли», у них не возникало. (Напомним, «Воля» в октябре заявила о формировании новых цифровых пакетов  и планировала всего 5-7 каналов оставить в аналоговом пакете. Потом компромисс был найден.— Авт.). «Если поступать на рынке нормально, а не мнить себя всемогущим, то проблем никогда не возникнет»,— считает один «регионал».

 

Доли местных компаний на региональных рынках

 

 

Общее количество компаний области 

 

Доля рынка самого крупного оператора рынка в области

 

Винницкая

 

14

 

27%, «Смарт»

 

Волынская

 

4

 

75%, «Аверс»

 

Днепропетровская

 

31

 

40%, «Фальстап»

 

Донецкая

 

59

 

22%, «Надежда»

 

Житомирская

 

12

 

32%, «ЖМИТЦ»

 

Закарпатская

 

8

 

31%, «Крам»

 

Запорожская

 

11

 

37%, «КТС»

 

Ивано-Франковская

 

6

 

37%, «Дискавери»

 

Киевская

 

20

 

18%, «Крокус»

 

Кировоградская

 

9

 

37%, «КТМ»

 

Луганская

 

20

 

46%, «ЛКТ»

 

Львовская

 

25

 

17%, «Телебойман»

 

Николаевская

 

8

 

32%, «МКТВ»

 

Одесская

 

31

 

34%, «Черное море»

Теги:

Телекоммуникации
Автор
Экономические Новости