06 мая 2019 12:17

"Тестовий" 5G в Україні: коли, за чий кошт і кому це потрібно

"Тестовий" 5G в Україні: коли, за чий кошт і кому це потрібно

Мінінфраструктури хоче покрити українські магістралі 5G-мережею. Що за цим стоїть: впровадження передових технологій, особистий PR міністра Володимира Омеляна чи фундамент для насильного продажу мобільним операторам частот? (рос)
18 апреля 2019 года министр инфраструктуры Владимир Омелян на брифинге объявил о запуске пилотного проекта "Интернет вещей на дорогах на базе технологии связи пятого поколения 5G".

"Развитие цифровой инфраструктуры является необходимым шагом модернизации транспортной отрасли Украины... Наша главная цель состоит в том, чтобы дороги были "умными", то есть такими, которые интегрируют всю транспортную инфраструктуру в одну интеллектуальную сеть, обеспечивая безопасность и комфорт пользователей", — заявил министр.

По его словам проект на базе 5G призван дать ответ на вопрос, может ли технология решить такие проблемы, как:

— безопасность дорожного движения;

— мониторинг движения транспорта;

— анализ транспортных потоков.

Проект реализовывают Nokia (бесплатно предоставляет оборудование 5G), Vodafone Украина (предоставляет телекоммуникационную инфраструктуру) при поддержке Министерства инфраструктуры.

Тестовая площадка расположена на 21 км автодороги Н-01. Проект разделен на три стадии.

Первая. На отдельном участке дороги в течение двух месяцев участники проекта будут тестировать технологию интернета вещей (IoT) и собирать статистические данные с помощью сети LTE на коммерческих частотах Vodafone Украина, а уже со второго полугодия 2019 — с помощью связи пятого поколения 5G;

Вторая. Расширенный пилот, в рамках которого связью будет покрыта отдельно взятая трасса.

Третья. Полномасштабный проект, который предусматривает покрытие новейшими технологиями всех автомобильных дорог Украины международного значения.

Предусматривается, что в 2020 году Национальная комиссия регулирования связи и информатизации выставит на торги лицензии на частоты 5G.

Тем не менее, экспертная среда скептически восприняла подобные амбициозные планы министерства.

Что же на самом деле двигает этим проектом? Есть три версии: реальное желание чиновников внедрить в Украине передовые технологии, личный PR министра или фундамент для "насильной" продажи мобильным операторам частот под 5G.

Накануне в Мининфраструктуры провели встречу с телеком-журналистами и экспертами, где все эти вопросы обсуждались.

Версия 1. Внедрение в Украине передовых технологий
На фоне ограниченного покрытия связью 3G/4G территории Украины, в частности, автодорог и железнодорожных путей, а также прошлогоднего заявления министра о начале строительства Hyperloop, общество и эксперты в сфере телекоммуникаций встретили новость о запуске 5G с изрядной долей скепсиса.

Сомнения экспертов усиливал и тот факт, что вопросы внедрения новых технологий передачи данных с помощью мобильной связи — это компетенция Национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ), а не Министерства инфраструктуры.

Чтобы ответить на возникшие в медиа вопросы глава директората цифровой инфраструктуры Фарид Сафаров и и.о. гендиректора ГП "Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности" Александр Озеран пригласили несколько телеком-журналистов и экспертов на встречу с Владимиром Омеляном. Встреча состоялась 3 мая.

За несколько часов до встречи с журналистами министр провел встречу с главой телеком-регулятора Александром Животовским.

"В ходе встречи глава НКРСИ выразил поддержку инновационным проектам, которые инициирует Министерство инфраструктуры, и заметил, что Комиссия готова оказывать помощь в их реализации", — говорится в пресс-релизе министерства, выпущенном по итогам встречи.

В релизе также отмечается, что глава регулятора предоставил разрешение на проведение пилотного проекта и обсудил с министром перспективы имплементации 5G в Украине, а также возможные радиочастотные ресурсы для реализации этой технологии.

"Из того контакта, который у нас есть с руководством НКРСИ, я действительно счастлив, потому что это новаторские люди, они приветствуют инновации", — подтвердил журналистам министр.

По словам Омеляна, тестовый запуск 5G — это проект, призванный эмпирическим путем проверить, насколько в транспортной отрасли необходима связь пятого поколения с точки зрения обеспечения безопасности на дорогах и управления трафиком. Но безусловно сопутствующий медийный эффект министр также использует в качестве драйвера.

"Почему мы всячески пушим проект 5G? Потому что хотим показать государству, бизнесу и частному потребителю, что это нужно, — объясняет Омелян. — Точно также, как это было с 3G: пока мы не подняли "хайп" в 2014 году, ничего не сдвинулась с места. Была одна компания, которая сидела на лицензии и никто ничего не хотел менять, в том числе и военные. Пробились с этим 3G практически мгновенно, перешли на 4G. И я бы хотел чтобы такая же скорость была сохранена и для 5G".

Версия 2. Личный PR
Дело в том, что тема 5G, которую последние 2-3 года с нарастающей интенсивностью производители оборудования для мобильных операторов и сами мобильные операторы всячески проталкивали в медиа, в начале 2019 года в международной телеком среде в конце-концов стала единственной, безальтернативной и по большому счету "хайповой".

Однако этот тренд все-таки в значительной мере касается телекоммуникационной отрасли. Поэтому когда о первом тестовом запуске 5G в Украине объявляет не руководитель профильного госоргана, а министр инфраструктуры, пусть даже с весьма смелыми визионерскими взглядами, людей из телеком-отрасли это настораживает.

"Можно констатировать, что Омелян играет очень острую, агрессивную игру", — рассказывает о своих впечатлениях от встречи консультант участников рынка телекоммуникаций Роман Химич.

"Является ли она рискованной для него? Вряд ли. После поражения Петра Порошенко аппаратный вес Омеляна будет побольше, чем у Животовского, намного больше. Министр инфраструктуры является видным представителем когорты реформаторов, его символический и социальный капитал намного больше, чем у президентского выдвиженца.

Можно ли утверждать, что 5G-инициатива Мининфраструктуры это PR-проект? Да, конечно. Можно ли утверждать, что он пойдёт на пользу индустрии или же наоборот? А вот это, опять-таки, зависит от обстоятельств, которые пока что не до конца ясны", — говорит эксперт.  

По словам собеседников ЭП, тестовый запуск 5G — это очень удобная тема для PR-проект министра — "тема на слуху, а инвестиций для раскрутки мизер".

"Из-за отсутствия у НКРСИ артикулированной позиции по вопросу 5G (министр, ЭП) как бы в серой зоне, где можно спокойно пиариться, не вступая в конфликт ни с операторами, ни с НКРСИ", — отмечает Химич.

Версия 3. Фундамент для насильной продажи операторам частот под 5G
В начале 2018 года в Украине прошли два аукциона на лицензии для использования радиочастот под 4G. В январе были выставлены на продажу лицензии на частоты в диапазоне 2500-2700 МГц, а в марте на частоты в диапазоне 1800 МГц.

При этом Кабинет министров вместе с НКРСИ фактически обязали мобильных операторов купить частоты в диапазоне 2500-2700 МГц и дополнительно выплатить компенсацию в 0,5 млрд грн компании ООО "ММДС-Украина", принадлежащей Ринату Ахметову.

Хотя обстоятельства получения частот "ММДС-Украина" с самого начала указывали на фиктивность этой сделки. Цель существования компании как раз и заключалась в том, чтобы ждать своего часа и когда он наступит, продать частоты мобильным операторам за большие деньги.

Первые "страницы сценария" пилотного тестирования 5G в Украине отдаленно начинают напоминать прошлогоднюю историю.

Дело в том, что одним из главных претендентов на предоставление частот для тестирования 5G является компания ООО "Украинские новейшие технологии" (TM FreshTel), которая во многом похожа на "ММДС-Украина".

Бизнес FreshTel по предоставлению услуги беспроводного ШПД провалился. НКРСИ аннулировала лицензии оператору на национальную полосу частот 3400-3600 МГц потому что лицензиат больше года не пользуется радиочастотным ресурсом. Тем не менее "УНТ" еще может обжаловать в суде решение НКРСИ.

 При этом компания платит копейки за пользование радиочастотным ресурсом, а её офис находится в том же здании, где и офис "ММДС-Украина" — 01001, г. Киев, ул. Трехсвятительская, 5/1А.

Единственное отличие только в том, что конечным бенефициаром у "ММДС-Украина" указан Ринат Ахметов, а у "УНТ" — компания "Карвест холдингс лимитед" на Британских Виргинских островах.

Такое совпадение наряду с анонсом о продаже лицензий на частоты 5G в 2020 году, по мнению Химича, дают основания выдвигать версию о формировании в будущем для мобильных операторов, например, такого пакетного предложения: нужны частоты 700-800 МГц? Купите сначала 3500 МГц для емкости.

По стечению обстоятельств, пилотный проект мининфраструктуре помогают разворачивать специалисты "УНТ", пишет Фарид Сафаров. Причем первыми по словам Александра Озеряна, инициативу проявили представители компании, а министерство помощь приняло.

Кроме того, Сафаров пишет, что весь проект тестового запуска 5G в значительной степени состоялся благодаря поддержке и консультациям Елены Минич, которая была гендиректором "УНТ" с 2010 по 2014 год.

Чтобы понять, какого рода поддержка была обеспечена министерству, ЭП обратилась к экс-главе "УНТ".

"Я телеком-профессионал и в том числе являюсь советником первого вице-премьера по цифровой экономике. Соответственно поддержка состояла в генерировании самой идеи создания цифровых услуг для дорог и транспорта. И первые дискуссии на эту тему с министром были ещё в 2015-16 году", — рассказывает Минич.

В то время, отмечает Минич, она работала в Министерстве экономического развития и торговли и координировала деятельность Украины с Еврокомиссией по созданию Единого Цифрового Рынка (Digital Single Market), а вопросы проектов цифровых дорог (Digital roads) были частью кооперации с ЕС.

На вопрос, есть ли у нее сейчас доля в "УНТ", Минич ответила отрицательно. В то же время она не стала скрывать, что "УНТ" пригласили в пилотный проект, потому что Nokia предложила тестовое оборудование в радиочастотном диапазоне, в котором у "УНТ" есть лицензия.

В то же время, по словам Озеряна, пока им самим неизвестно, на каких и чьих частотах будет работать пилотный проект во второй половине 2019 года в режиме 5G.

"Они пока согласовываются с НКРСИ. Это будет где-то в промежутке 3,4-3,8 ГГц мы пока точно не понимаем, на какой именно частоте", — говорит чиновник.

Какие частоты страны Западной Европы выбирают для запуска 5G

 

Автор
Економічна правда