01 апреля 2020 11:34

IТ – в онлайн

Как карантин повлиял на украинских программистов?

IТ – в онлайн

С каждым годом IТ-отрасль стремительно развивается не только в мире, но и в Украине. IТ-сфера привлекает украинцев, особенно молодежь, стабильными и хорошими зарплатами, профессиональным развитием, карьерным ростом и прочими «бонусами», ведь предоставляет IТ-ринку качественный продукт и эффективное сотрудничество.

Более того, именно IТ-бизнес называют «локомотивом» украинской экономики. И не зря. Ведь по данным платежного баланса Украины, экспорт компьютерных услуг в 2019 году вырос на 30,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 4170000000 долл., как сообщает Ассоциация IТ Украины. Поэтому объем уплаченных в госбюджет Украины налогов и сборов увеличился на 28%, что составляет 16700000000 грн.

Редакция поинтересовалась у экспертов, сказалcя ли корона-кризис на IТ-бизнесе, как теперь работают IТ-компании, а также как IТ-сфера помогает Украинская во время карантина.

 КОММЕНТАРИИ

«ДЛЯ НАС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ЗАЩИТИТЬ НАШИХ РАБОТНИКОВ И ПОДДЕРЖАТЬ ИХ В ЭТО НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ»

Андрей ПАВЛИВ, основатель и руководитель компании N-iX:

— Мы не можем оставаться в стороне, когда перед миром и перед нашей страной стоят такие вызовы. В течение прошлой недели мы работали с нашими партнерами и думали, как мы можем оказать максимальное влияние на ситуацию.

Для нас чрезвычайно важно защитить наших сотрудников и поддержать их в это непростое время. Положительный опыт Южной Кореи, Сингапура и других стран показывает, что только массовое тестирование и изоляция могут остановить новый коронавирус. Мы создали специальный фонд по противодействию COVID-19, который будет наполняться 50% на 50% компанией и работниками. Уже в ближайшее время мы планируем направить первые два миллиона гривен на закупку 10000 экспресс-тестов.

Мы запускаем благотворительный сбор средств среди наших работников, которые при покупке тестов для себя и своих родных автоматически смогут приобрести тесты, которые будут направлены в те больницы, где они наиболее необходимы. Таким образом мы не только сможем поддержать наших сотрудников, а также помочь большому количеству наших граждан получить доступ к диагностированию на COVID-19.

«МЫ БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ СОВМЕСТНО С ВЛАСТЬЮ»

Степан ВЕСЕЛОВСКИЙ, исполнительный директор Ассоциации «Львовский Кластер Информационных Технологий и Бизнес-услуг»:

— Львовский IТ-Кластер стартовал новую инициативу — #unitedforhealth, которая призвана усилить наш город и регион в борьбе против распространения вируса SARS-CoV-2 и заболевания, которое этот вирус вызывает, а именно — COVID-2019.

Совместными действиями нашего общества мы приобщаемся к борьбе с распространением эпидемии коронавируса. Поэтому мы, как проактивное IТ-сообщество Львова, будем действовать совместно с городской и региональной властью, штабами оперативного реагирования по борьбе с распространением коронавируса во Львове, чтобы предотвратить массовое распространение вируса в городе, а также помочь в своевременной и актуальной помощи тем, кто уже заболел.

Мы видим нашу миссию в том, чтобы все жители нашего города и региона имели возможность пройти тестирование на коронавирус. Именно поэтому на первом этапе мы концентрируемся на закупке экспресс-тестов и совместно с городским и областным штабом противодействия вирусу планируем перейти к массовому тестированию для выявления и изоляции больных коронавирусом.

Наша первая цель — закупить 100 тыс. экспресс-тестов в ближайшие дни. Мы опираемся на опыт Южной Кореи в нашей стратегии в подготовке Львова к большему распространению вируса.

Также мы начинаем формировать фонд, который даст возможность компаниям и работникам индустрии участвовать в помощи городу и региону в этой проблематике. Под нужды этого фонда запускаем фандрейзинговую кампанию с последующим финансированием потребностей, которые могут возникнуть у городского и областного штабов оперативного реагирования. К проекту присоединились почти все участники кластера. В ближайшие дни мы постараемся доставить во Львов первую партию экспресс-тестов в количестве 25—30 тыс. штук. Параллельно работаем над запуском и наполнением фонда и решением другие потребности города и региона.

Приглашаем все технологические компании Львова, даже те, которые не являются участниками нашего кластера, присоединиться к инициативе. Убежден, что переход от наблюдения к действию, а именно помощи городу и индустрии, вам очень понравится ...

Следует прибавить, что через два дня после запуска проекта (по состоянию на 25 марта 2020 года. — Ред.) United for Health имеем следующие результаты:

1. Компании Львовский ІТ Кластер сформировали первую часть фонда в размере почти 3 млн грн.

2. Мы разместили заказ и оплатили первую партию экспересс-тестов (20 тыс. шт.). В течение 9 дней ожидаем доставку во Львов.

3. Скоро запустим сбор на другие нужды городской медицинской инфраструктуры, в том числе ПЦР— тесты.

4. Уже работаем над логистикой и процессами запуска массового тестирования с городским и областным штабом.

«СЦЕНАРИИ ВЛИЯНИЯ КРИЗИСА НА УКРАИНСКОМ IТ-СФЕРУ МОЖНО БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ»

Ярослав ЛЮБИНЕЦ, председатель Совета директоров SoftServe:

— Конечно, мы и другие IТ-компании постоянно отслеживаем ситуацию на рынке. Пока нет ощутимых сигналов об уменьшении заказов, однако появляются запросы на отсрочку новых проектов. Поэтому сценарии влияния кризиса на украинскую IТ-сферу можно будет оценивать через несколько недель. Влияние может быть значительным.

Сейчас почти вся наша команда работает из дому, исключение составляют только специалисты, ответственные за поддержку рабочей инфраструктуры и иногда отдельные специалисты проектных команд. Это не более 200 человек из более чем 7000 наших сотрудников в Украине.

Нам это удалось, поскольку в нашей сфере потребность удаленной работы возникла уже давно. У нас есть соответствующие наработки по доступу к рабочей инфраструктуре, информационной безопасности и организации работы виртуальных команд. Соответственно, эффективность работы не снизилась. Дополнительно мы создали рабочую группу для обмена лучшими практиками удаленной работы и быстрого реагирования в случае возникновения технических или организационных вопросов.

Для IТ-компаний наибольшей ценностью являются люди. Поэтому будут использоваться все средства для сохранения команды. Поиск новых сотрудников не останавливается. Спектр специализаций в современном IТ очень широк, поэтому поиск талантов будет актуален всегда. Однако сейчас заполнениt вакансий будет происходить прежде всего за счет внутренних резервов или оптимизации команд.

Что касается географии помощи, то усилия компании сосредоточены на 7 городах Украины, где у нас есть разрабатывательние центры: Львов, Киев, Харьков, Днипро, Ивано-Франковск, Ривное, Черновцы. Выделенные на противодействие коронавирусу средства направляются на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких, а также средства защиты врачей (защитные костюмы, респираторы и т.д.) для больниц, принимающих больных коронавирусом. Также фонд (БФ «Відкриті очі». — Ред.) проводит дополнительный сбор средств среди сотрудников компании и всех желающих, которые будут направлены на те самые нужды. Мы уже собрали более 2 млн грн.

На самом деле удаленная работа имеет свои преимущества, важным ее условием является качественная поддержка всех коммуникаций и более сознательное управление своим временем. По наблюдениям, почти 70% людей, которые только начинают переходить в режим удаленной работы, склонны продлевать рабочий день до 12:00. Здесь следует сохранять здравый баланс между работой и личной жизнью.

Коммуникации с клиентами продолжаются в удаленном режиме, коммуникации в командах — тоже. На уровне компании дополнительно появились регулярные онлайн-встречи с топ-менеджментом, — так проще обеспечивать своевременность и качество информации из первых рук. Из новенького — больше тематических чатов и онлайн-активностей, в том числе спортивных: йога, борьба, интервью с экспертами

«КАЖДЫЙ БИЗНЕС БУДЕТ РАЗРАБАТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ»

София БЕЛЕНКОВА, руководитель Киевского офиса компании ELEKS:

— Каждая IТ-компания по-разному переживает этот период, и это зависит от сферы деятельности заказчиков. Одни клиенты могут быстро наращивать ресурсы, а другие, наоборот, вводить режим экономии. Также одним из факторов влияния является взаимосвязь между сервисом и типом продукта. Например, платформы электронной коммерции, онлайн-встреч, удаленного управления командами сейчас очень активно развиваются. Одно можно сказать точно — бизнес не останавливается.

На самом деле удаленная работа имеет свои преимущества, важным ее условием является качественная поддержка всех коммуникаций и более сознательное управление своим временем. По наблюдениям, почти 70% людей, которые только начинают переходить в режим удаленной работы, склонны продлевать рабочий день до 12:00. Здесь следует сохранять здравый баланс между работой и личной жизнью.

Коммуникации с клиентами продолжаются в удаленном режиме, коммуникации в командах — тоже. На уровне компании дополнительно появились регулярные онлайн-встречи с топ-менеджментом, — так проще обеспечивать своевременность и качество информации из первых рук. Из новенького — больше тематических чатов и онлайн-активностей, в том числе спортивных: йога, борьба, интервью с экспертами.

Поиск специалистов на проекты продолжается. По поводу того, что будет дальше, — думаю, каждый бизнес будет разрабатывать собственную антикризисную стратегию, единого ответа нет.

В Украине IТ-бизнес имеет большой опыт, который можно и нужно использовать в других отраслях для большей готовности бизнес к изменениям в будущем. Во-первых, это гибкость организации, которая позволяет быстро реагировать на изменения — потребности и требования клиентов, изменения в экономике и бизнес-среде. Во-вторых, это ориентация на положительный опыт клиента, которая требует другого подхода, другого дизайна процессов, возможности самообслуживания и удобного доступа. В-третьих, диджитализация — использование различных цифровых решений не только для успешной удаленной работы IТ-бизнесf и качественного предоставления услуг, но для проведения онлайн-встреч, учебных сессий и ивентов.

Сейчас среди IТ-сообщества много инициатив по автоматизации или упрощению доступов к госуслугам. ELEKS на этот раз решил больше сфокусироваться на совместных с бизнесом решениях для удаленного доступа, онлайн-сотрудничества, возможности предоставлять бизнес-услуги онлайн. Именно для этого 3—5 апреля мы проводим открытый международный онлайн-хакатон, где любой желающий также может присоединиться или представить проблему: www.eleks.com/online-hackathon.

«СЕЙЧАС НАБЛЮДАЮ ВЫСОКУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕМ ОБЫЧНО»

Юрий АНТОНЮК, вице-президент, председатель CEE EPAM:

— EPAM — крупная международная публичная компания, которая уже не раз достойно проходила кризисы. Убежден, что так же будет и на этот раз. Каждый день ситуация меняется очень быстро. Мы тщательно следим за изменениями на мировых рынках и приоритетами наших клиентов. НА данный моменет мы сфокусированы на безопасности наших специалистов и производительности работы команд. Это все, чем мы можем поделиться сейчас в рамках существующего протокола публичных компаний.

Действительно, возможность работать удаленно — важное преимущество IТ-индустрии. Для EPAM удаленная работа довольно обычное явление. На сегодняшний день более 98% наших специалистов переведены на работу из дому, они обеспечены техникой и всем необходимым для комфортного взаимодействия. Важно заметить, что массовый переход на удаленный режим не повлиял на эффективность. Более того, сейчас мы наблюдаем более высокую производительность, чем обычно.

За первые недели перехода в онлайн-режим ощутимо возросло количество коммуникаций между специалистами. Так, увеличилось количество проектных онлайн-встреч для обсуждения работы — это позволяет быть в тонусе, поддерживать рабочий ритм.

Для работы в удаленном формате используем те же общепринятые инструменты, а также собственные решения, что и раньше. Например, Jira — инструмент проектного менеджмента, Delivery health monitor — система трекинга состояния проектов, Radar — система репортинга и трекинга ресурсов, Telescope — база данных и аналитическая платформа компании, MS Teams — для ведения проектов и коммуникации, а также другие инструменты.

Была усилена внутренняя коммуникация внутри компании. Мы активно делимся рекомендациями по повышению личной эффективности в режиме работы из дому. А именно: как организовать свое время, пространство, как эффективно использовать приложения. Делимся советами для родителей, дети которых на карантине дома. Обеспечиваем полезной информацией менеджеров по теме развития навыков по управлению удаленными командами. Для этого мы подготовили специальный тематический раздел на внутреннем портале. Организуем регулярные информационные рассылки.

Пока мы продолжаем работу без кардинальных изменений. Конкретные операционные решения отложены до стабилизации ситуации. Мы рассчитываем, что через некоторое время сможем прогнозировать различные сценарии развития событий и соответственно реагировать на них.

Компания выделила около 7 млн грн. на нужды медицинских учреждений Украины в борьбе с короновирусом. Сейчас мы заключаем договор с международной организацией (о чем сообщим немного позже) по поставке защитных средств и ведем переговоры с локальными сообществами относительно потребностей в городах, где расположены офисы компании: Киев, Харьков, Днипро, Винница.

Автор
День
Источник