27 февраля 2006 10:44

Парламент намешал бензинов

На прошлой неделе Верховная Рада в третий раз снизила акциз на производство горючего с содержанием биодобавок. Однако нефтяники считают такое решение слишком поспешным

Парламентарии продолжают лоббировать выпуск биотоплива. На прошлой неделе за принятие в новой редакции законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых)" проголосовало 262 депутатов. Документ предусматривает снижение ставки акцизного сбора на бензины с добавками на основе биоэтанола, содержание которого составляет 2-5%. Народные избранники полагают, что такие меры помогут улучшить экологические свойства горючего и ускорят модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей в стране.

22 декабря 2005 года Верховная Рада поддержала в первом чтении этот проект закона, однако глава государства вернул документ в парламент на повторное рассмотрение. Виктор Ющенко решил, что данный закон не принесет экономике ничего, кроме вреда. По расчетам Министерства финансов, он мог привести к недопоступлению в бюджет около 685 млн. грн.

Кроме того, в проекте закона не было финансово-экономического обоснования таких потерь, а также источников их компенсации. Глава государства отметил, что документ не соответствовал требованиям Бюджетного кодекса и Закона "О системе налогообложения". А они гласят, что изменения в нормативные акты, предоставляющие налоговые льготы, вносятся на рассмотрение парламента не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года.

19 января 2006 года Верховная Рада преодолела вето Президента и снова поддержала законопроект, но в феврале Президент опять вернул его на повторное рассмотрение. В этот раз, по мнению Виктора Ющенко, предложенные изменения не соответствовали Конституции.

Парламентарии не сдавались и 23 февраля приняли закон в новой редакции. Он должен вступить в силу с 1 января 2007 года.

Сами нефтяники никогда не одобряли подобную инициативу. Они полагают, что это лишь приведет к появлению на рынке большого количества некачественного топлива, поскольку под видом ГСМ будут продаваться обычные нефтепродукты, а их производители получат возможность уходить от уплаты акцизного сбора.

Сегодня участники рынка воспринимают действия депутатов как необдуманные поспешные шаги.

«К сожалению, законопроект не является частью единой системы эффективного стимулирования соответствующего производства и, что также важно, потребления смесевых бензинов. Ведь принятие законопроекта о снижении акциза на производство бензинов с биодобавками могло бы быть действенным и эффективным только в рамках соответствующей стратегии. А здесь налицо тактический шаг, причем наверняка в ущерб стратегическому подходу, поскольку отсутствует четкая система взаимодействия государства, производителей и потребителей. Нужно искать предпосылки для создания заинтересованности производителя в реализации подобных проектов, а главное -- популяризировать эту продукцию среди потребителей. В принципе, здесь даже не стоит говорить о неудобствах и финансовых затратах производителя, хотя таковые налицо, ввиду специфики самого производства, проблематичности транспортировки и ограниченных сроков хранения смесевых бензинов», -- сказал «Экономике» начальник службы председателя правления «Укртатнафты» Сергей Биленький.

Игроки рынка также считают, что законопроект будет создавать нечестную конкуренцию для отечественных нефтеперерабатывающих заводов, положение которых и без того незавидное. За 2005 год поставки сырья на украинские НПЗ снизились на 28,5%, а их производительность упала на 17,8%. Это вызвано растущими объемами импортного горючего, которое с мая прошлого года не облагается пошлиной на границе.

"Прежде всего, это импорт с заводов России и Белоруссии, покупающих нефть без российской экспортной пошлины, которая на сегодня составляет 160 долл./т, а в апреле достигнет 190 долл./т, и это уже преимущество этих заводов. Плюс технологические новшества, которыми обладают «Мозырь» и Mazeikiu Nafta с точки зрения глубины переработки", -- заявил президент «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий.

Его позицию разделяет и председатель правления «Укртатнафты» Сергей Глушко. По его мнению, отечественные производители горючего находятся в условиях «недобросовестной конкуренции» с импортерами.

Рентабельность украинских НПЗ также пострадала от роста железнодорожных тарифов. Напомним, что за 2005 год стоимость грузовых перевозок выросла на 50%. А это, в свою очередь, негативно влияет на экспорт нефтепродуктов, особенно мазута, который сегодня практически не востребован на внутреннем рынке.

"Мы обсудили вопросы о целесообразности снижения железнодорожных тарифов на экспортоориентируемые продукты, в частности на мазут. Кабмин обещал этот вопрос рассмотреть", -- заявил Городецкий после совещания по вопросам ТЭК в Кабинете министров.

Несмотря на это, нефтяники прогнозируют, что стоимость горючего в период весенних полевых работ будет стабильной. Они заявляют, что ныне рынок насыщен нефтепродуктами.

"Аграрии сейчас могут полностью обеспечиться горючим и, кроме того, тревоги никакой они не проявляют, никаких кризисов не будет", -- считает Глушко.

"Я сомневаюсь, что будут какие-то скачки цен, рынок ведет себя более-менее стабильно. Насыщение очень большое за счет собственного производства и импорта", -- отметил Городецкий.

Оптимистичным прогнозам немало поспособствовали обещания властей пойти навстречу нефтяникам. "Мы договорились, что работа нефтяных компаний в Украине будет предсказуемой, прогнозированной, а правительство не будет командовать", -- заявил премьер-министр Юрий Ехануров.

Напомним, что в 2005 году в период весеннего удорожания ГСМ правительство Юлии Тимошенко ввело предельные максимальные цены на горючее в рознице. Однако это привело к тому, что НПЗ начали останавливаться, а бензин -- исчезать. И тогда основные игроки рынка -- «ТНК» и «ЛУКОЙЛ» -- были вынуждены прибегнуть к нормированию продаж на АЗС. Они заливали в бак одного автомобиля не более десяти литров горючего.

Этой весной ситуация, похоже, будет выглядеть по-другому. Ехануров согласился с предпринимателями в том, что государство должно сделать определенные шаги навстречу нефтяникам для модернизации отечественных НПЗ. Премьер поддерживает отмену налога на добавленную стоимость при ввозе в страну оборудования для заводов. "Мы сделаем все для этого. Мы поддерживаем, что завоз новейшего оборудования в Украину должен быть стимулирован", --  заявил глава правительства.

Розничная стоимость нефтепродуктов, грн./л

Источник: UaPetrol.com