14 октября 2005 12:12

Три из шести украинских НПЗ по-прежнему стоят

Но дефицита на рынке горючего не предвидится

Украинские НПЗ постепенно снижают свои обороты. Причина - проблемы с поставками сырья. Но власти, вместо поисков дополнительных источников нефти, создают новые перерабатывающие мощности.

Напомним, что по итогам сентября объемы переработки нефти в Украине составили 1,36 млн. тонн. В этот период производство бензина увеличилось на 2,26% -- 338,7 тыс. тонн. В то же время заводы на 2,76% снизили выпуск дизельного топлива – до 416,4 тыс. тонн.

И пока что сложно предсказать, что ожидает отрасль в ближайшем будущем. Пока что лучшие результаты демонстрирует Лисичанский НПЗ, который в прошлом месяце переработал около 652,8 тыс. тонн нефти и, похоже, пока что не собирается сбавлять обороты. Согласно прогнозам, в октябре производительность предприятия сохранится на том же уровне.

В то же время ситуация вокруг "Укртатнафты" пока что остается неясной. В прошлом месяце Кременчугский гигант переработал 480,6 тонн нефти. Но осложнившиеся отношения с властями вызывают у аналитиков опасения. Напомним, что по инициативе главы НАК "Нефтегаз Украины" Алексея Ивченко Высший хозяйственный суд решил пересмотреть вопрос собственности 18%-ного пакета акций предприятия. В свое время эти активы приобрели компании под названием SeaGroup International plc. и AmRuz Traiding, аффилированные с Татарстаном. Однако заплатили за них векселями, которые вызвали у властей сомнения. И вот 6 сентября инстанция признала сделку недействительной, и ценные бумаги пополнили запас ФГИ.

Ажиотаж вокруг этого пакета посеял на рынке всевозможные опасения. В частности пессимисты прогонозировали, что недовольная татарская сторона может вообще прекратить поставки сырья на завод и оставит его без работы. Правда, 26 сентября заместитель председателя правления "Укртатнафты" Владимир Федотов опроверг все слухи. "Татарстан не будет останавливать прокачку нефти по тем причинам, которые указал Бульба (губернатор Полтавской области)", - цитируют "Украинские Новости" слова топ-менеджера. Он также отметил, что завод снизил свою производительность в связи с дефицитом оборотных средств для закупки ресурса. Сложно сказать, чем завершится эта история, но пока что, согласно статистике, Кременчугский НПЗ располагает примерно 250 тыс. тонн нефти.

"Нефтехимик Прикарпатья", который в прошлом месяце переработал 255,5 тыс. тонн нефти, планирует провести ремонтные работы на трех установках: первичной переработки нефти АВТ, каталитического риформинга и коксовой. Поэтому производительность предприятия в этом месяце может упасть примерно на 40%.

В то же время НПК "Галичина", которая длительное время простаивала, начинает подавать признаки жизни. Напомним, 12 августа Дрогобычский НПЗ остановился для починки основных производственных установок. Изначально объект планировали запустить через 25 дней. Однако позже реконструкция и ремонтные работы были продлены до 1 января 2006 года. Но, тем не менее, предприятие решило задействовать все работоспособные мощности и согласно прогнозам, в этом месяце переработает около 90 тыс. тонн нефти.

По словам акционера предприятия, народного депутата Игоря Еремеева, реальной причиной остановки «Галичины» является задержка Государственной налоговой администрации Украины возврата НДС за проданные за рубеж нефтепродукты и как результат - нехватка оборотных средств. По аналогичным причинам «Укртатнафта» уже перешла на давальческие условия работы. Ранее глава компании Сергей Глушко неоднократно жаловался на проблему невозмещения налога на добавленную стоимость. Теперь сырье на завод поставляют нерезиденты, которым не нужно обременять себя уплатой экспортного НДС. А Кременчугский НПЗ получает лишь 14 долл. с тонны за переработку.

Одесский НПЗ остановлен на масштабную реконструкцию. Напомним, что в июле "ЛУКОЙЛ" начал модернизацию своего детища, которая продлится примерно три года. Компания рассчитывает, что после завершения работ глубина переработки на заводе возрастет с нынешних 57% до 80,3%. А производство высокооктановых бензинов повысится в два раза и составит около 740 тыс. тонн в год. Корпорация также надеется начать выпуск авиакеросина марки jet A-1 европейского качества.

Херсонский НПЗ пока что не работает в связи с плановым ремонтом оборудования.

Таким образом, единственным реально работающим НПЗ остается ЛиНОС.

В то же время чиновники продолжают удивлять общество новыми проектами. В частности на протяжении последних восьми месяцев в высших эшелонах власти постоянно муссировалась тема строительства нового НПЗ. Где его только не хотели поставить! Изначально правительство утверждало, что новый завод должен непременно располагаться в Бродах. Почему именно там? Потому что, по мнению государственных мужей, после запуска злополучного трубопровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме поставки сырья на запад Украины резко возрастут. Да и самый большой резервуар страны для хранения нефти емкостью 75 тыс. тонн расположен именно на ЛДВС "Броды".

Впрочем, очень скоро правительство прередумало. Через некоторое время Юлия Тимошенко, занимавшая в этот период пост премьер-министра, опять заговорила о необходимости нового НПЗ. Но на сей раз она предлагала построить его в Одессе. Мотивировала она свои соображения тем, что в самом городе находится порт, а примерно в 40 км от него расположен морской нефтяной терминал «Южный». По Черному морю курсируют загруженные танкеры. По ее мнению, это был бы оптимальный вариант для переработки каспийского сырья.

Правда, вскоре, Юлия Тимошенко опять передумала. Во время очередной поездки в Симферополь глава правительства заявила, что новому НПЗ – быть! И не где-нибудь, а на базе морского нефтяного терминала в Феодосии. Однако, выслушав возражения своих коллег по Кабмину и экологов, которые уверяли, что после загрязнения Крымский регион потеряет свою привлекательность для туристов, глава правительства снова изменила свое мнение.

И решила вернуться в Одессу. Вскоре Президент Украины подписал соответствующее распоряжение о строительстве в городе у моря современного перерабатывающего комплекса мощностью 8 млн. тонн в год…

Но Тимошенко ушла в отставку, а о создании нового НПЗ упорно не хотели забывать. И вот 6 октября во Львове на экономическом форуме "Украина-ЕС" был подписан меморандум между компаниями ComOxy LLC (США), Bortex Enterprises (США), "Арголид" (Львов) и "СТЕК" (Киев) и "Нефтегазом Украины" о строительстве перерабатывающего комплекса в Бродах.

И снова Броды! Чиновники вернулись к своей первоначальной идее. Вот только целесообразность проекта вызывает у наблюдателей сомнения. Ведь для чего, собственно говоря, нужен этот завод. Чтобы насытить Украину бензином? Но ведь для этого достаточно вывести на полную мощность уже существующие.

Напомним, что сегодня страна располагает потенциалом шести НПЗ, которые способны перерабатывать до 50 млн. тонн сырья в год. В то же время их производительность достигает максимум 22 млн. тонн. Если же добавить к ним еще один, который сможет справляться с 8 млн. тонн в год, то что из этого выйдет? Если власти хотят разрушить «российскую монополию» на рынке, то, по мнению аналитиков, им следует поискать новые источники нефти и обеспечить их поставку, скажем, на Лисичанский НПЗ, который при способности перерабатывать до 16 млн. тонн в год, пока что довольствуется лишь 6 млн. тонн. Примерно так же выглядит картина и на Кременчугском гиганте – из проектных 18 млн. тонн в год предприятие также производит горючее лишь из 6 млн. тонн. Достаточно максимально повысить обороты хотя бы одного из них, чтобы с лихвой покрыть все потребности страны.

Поэтому вариант внутреннего рынка автоматически отпадает. Выходит, что чиновники хотят производить нефтепродукты на экспорт. Спрос на горючее в мире действительно растет. Но, по словам вице-президента ТНК-ВР по переработке и сбыту Энтони Консидайна, сегодня наибольшую потребность в топливе испытывает отнюдь не Европа. «Центр потребления нефтепродуктов сегодня находится не в Европе», - заявил топ-менеджер. По его мнению, крупнейшими потребителями являются США и Китай, которые постоянно наращивают импорт углеводородов.

Глава "Нефтегаза" Алексей Ивченко как всегда настроен оптимистично. Он заявил, что этот проект не только позволит расширить базу нефтеперерабатывающих заводов в Украине, но и будет своеобразным стимулом для западноукраинских НПЗ, у которых, как известно, достаточно сильный износ основных фондов. Новый же завод будет работать на современных технологиях, а глубина переработки на нем составит 95%.

Его мнение не разделяет президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий. "Я считаю эту идею "мертворожденным ребенком", - заявил топ-менеджер "Экономическим Известиям".

Городецкий напомнил, что в стране и без того нефтеперерабатывающих мощностей, которые сейчас благополучно простаивают. "Задача государства – создать условия для модернизации существующих НПЗ", - считает президент "ТНК-ВР Украина".

"Проект абсолютно нереален и бесперспективен. Это очередная пустая декларация, и чиновникам уже пора бы задумываться о последствиях своих слов и об ответственности за их высказывания", - заявил Городецкий.

Топ-менеджер считает нецелесообразным строительство НПЗ мощностью 8 млн. тонн нефти в год стоимостью 3 млрд. долл. По его словам, во-первых, это несопоставимые, завышенные цифры, во-вторых, заявленные компании-инвесторы никому и ничем не известны, не обладают необходимым опытом и знаниями.

К тому же, по мнению экспертов, не следует забывать и о главной проблеме -- источнике сырья. Ведь горький опыт прошлых лет показывает, что каким бы современным не был объект, без нефти ему грош цена. Так, в свое время Мажейкяйский НПЗ, лишившись поставок от "ЛУКОЙЛА", начал нести ощутимые убытки, несмотря на неплохую техническую оснащенность. В Украине же таким проектом стал трубопровод "Одесса-Броды", который обошелся властям в 500 млн. долл., однако три года простаивал, заполненный консервантом.

А потому, по мнению наблюдателей, властям следует тщательно взвешивать свои решения. Так как необдуманные поступки, вроде создания избыточных производственных мощностей, не только принесут колоссальных убытки, но и оставить чиновников без желанных политических дивидендов от рабочих, недавно построенных, но простаивающих заводов.