13 сентября 2017 10:34

Скучное будущее iPhone

Скучное будущее iPhone

Некоторые из новых смартфонов, которые Apple представит во вторник, будут стоить больше 1000 долларов. Этому существуют определенные объективные причины: «айфоны», включая новую модель iPhone-X — 10-е юбилейное издание, — оснащаются редкими и дорогими ультрасовременными комплектующими. Недаром сейчас растут цены на все ведущие модели смартфонов, вплотную приблизившихся к превращению в идеальный прибор, способный заменить компьютер и фотоаппарат. Однако помимо этого Apple нуждается в более высоких прибылях, чтобы отвечать неимоверным требованиям все более конкурентного рынка. 

Чтобы выделиться из общего ряда, современный телефон, особенно флагманский, должен обладать очень хорошим экраном, процессором, способным справиться с относительно продвинутыми играми, и камерой, сравнимой по качеству с лучшими любительскими фотоаппаратами. В результате даже Apple, великолепно управляющей цепочками поставок и способной решать судьбу поставщиков, становится трудно получать нужные комплектующие в нужных количествах. Это повышает стоимость производства. По данным IHS-Markit, изготовить iPhone 6 стоит 188 долларов, 32-гигабайтный iPhone 7 — 220 долларов.

Производственная себестоимость iPhone-X, как ожидается, достигнет целых 387 долларов.  Samsung также наращивает производственную себестоимость — для Galaxy S7 она составляет 264 доллара, а для S8 — уже 307 долларов. Так же поступают и производители сравнительно дешевых смартфонов — такие, как Huawei, Lenovo и прочие китайские компании. Хотя от их продукции пользователи ожидают меньшего, они не могут позволить себе слишком сильного отставания по свойствам. Но если Apple и Samsung примерно в течение последних двух лет удерживали цену на свои продукты на одном уровне, то дешевые телефоны, у производителей которых меньше подушка рентабельности, заметно подорожали.

Тем не менее, Apple не просто пытается сохранить свои общепризнанно высокие прибыли. Если она зарабатывала 550 долларов на каждом проданном iPhone 7 (с учетом только стоимости производства, без прочих издержек), iPhone-X при цене в 1000 долларов будет приносить ей 613 долларов. Неужели Apple просто стала жаднее, решив, что клиенты, привыкшие к ее замкнутой экосистеме и постоянно улучшающимся сервисам, никуда не денутся?

Вряд ли. Сейчас неподходящий момент для жадности. Apple знает, что ее парк устройств стареет. По одной из оценок, к середине 2018 года 35% работающих «айфонов» будет не меньше двух лет. Люди перестали переходить на новые модели так быстро, как раньше, по двум причинам. Во-первых, операторы мобильной связи в США и в Европе перестали субсидировать покупку телефонов, а во-вторых, многие пользователи больше не видят, что может им дать ежегодная покупка нового аппарата. Смартфон 2015 года умеет приблизительно то же самое, что и смартфон 2017 года. Руководство Apple понимает, что с ценой в 1000 долларов оно рискует. Люди, наверняка, задумаются, стоит ли любой телефон, каким бы современным он ни был — пусть даже он весь состоит из одного экрана, снабжен системой распознавания лиц, как Microsoft Surface, и оснащен возможностью беспроводной зарядки, как Samsung, — таких денег. 

Решение компании вывести на рынок сверхдорогой гаджет, скорее всего, проистекает из необходимости. Ей нужно продолжать показывать рост, чтобы сохранить свою высокую оценочную стоимость. «Айфоны» остаются главной опорой бизнеса Apple, устойчиво обеспечивающей ей две трети выручки в каждом квартале, непосредственно следующем за выпуском новой модели, поэтому их продажи требуется укреплять. Повышение цены — единственный способ продемонстрировать приличный рост на насыщенном, относительно медленно растущем рынке, доля компании на котором не увеличивается. По данным IDC, доля рынка Apple в стоимостном выражении — 27,6% в последнем полном квартале — была немного меньше, чем в прошлом году в той же точке жизненного цикла продукта. Примерно так же обстоят дела и у другого лидера рынка — у Samsung. Единственные крупные производители, у которых растет доля рынка — это китайцы: Huawei, Xiaomi и BBK Electronics с брендами Oppo и Vivo.

Apple с привычным маркетинговым хитроумием пытается поддержать объемы продаж, выпуская одновременно с тысячедолларовым iPhone-X обычное добавочное обновление — iPhone 8. Юбилейную модель купят только самые ярые поклонники бренда и любители демонстрировать свою состоятельность — но их покупок хватит, чтобы повысить выручку всей линейке. Конечный результат вполне может привести рынки в эйфорию.

Впечатляет уже тот факт, что Apple удалось избежать резкого падения выручки — во всем мире за исключением Китая, где уже некоторое время отмечается негативная динамика. На деле, у пользователей совершенно нет причин обеспечивать компании солидные прибыли в отсутствие операторских субсидий. Однако ее глава Тим Кук (Tim Cook) блестяще сумел сохранить престиж бренда и расширить модельный ряд так, чтобы продукты подходили покупателям с разными доходами. Экосистема сервисов Apple, над расширением которой неустанно трудится Кук, обеспечивает компании долгосрочное преимущество перед Samsung, усилия которой в области программного обеспечения пока ни к чему не приводят. Корейской компании намного сложнее поднять цены выше черты в 1000 долларов, хотя ей необходимо это сделать по тем же причинам, что и Apple — из-за роста издержек и переставшей увеличиваться доли на рынке.

При этом обоим лидерам по-прежнему приходится сталкиваться с китайской угрозой, ведь сейчас у покупателей всегда есть возможность платить не за знакомые логотипы, а за сам телефон — по крайней мере, пока ведущие компании не предложат нечто, способное действительно повысить ценность их смартфонов. Скорее всего, тут не помогут ни более яркий экран, ни новая камера, ни чуть более быстрый процессор, ни даже эмодзи, которым можно придавать свое выражение лица — одно из вероятных новшеств iPhone-X. Подобные мелкие улучшения, пусть и обыгрываемые с характерным для Кука мастерством, — дело, в сущности скучное и не слишком привлекательное для пользователей.
Автор
Bloomberg (США)
Источник