14 февраля 2006 09:20

Освоить 2 миллиарда

Суть конфликта вокруг Нацдепозитария и МФС выражается цифрой с семью нулями

Страсти вокруг депозитарного рынка Украины продолжают нагнетаться. Еще недавно, 18 января, Кабмин принял постановление, которым в одностороннем порядке вышел из Меморандума о взаимопонимании между правительством, НБУ, Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Всемирным банком и USAID. Подписанный в 1999-м документ предусматривал, что технические функции централизованной структуры, регистрирующей переход прав на ценные бумаги, выполняет компания «Межрегиональный фондовый союз». Он же вводил запрет на коммерческую деятельность Национального депозитария Украины (НДУ).

После отказа от своей подписи Кабмин готовит второй удар по фондовому рынку. Он собирается своим постановлением отменить действие Указа Президента №703/99 от 22 июня 1999 года, которым экс-глава государства закрепил договоренности, прописанные в Меморандуме. А именно, расчетные операции оставил за МФС, а НДУ отвел скромную функцию стандартизации учета, присвоения ценным бумагам международных идентификационных кодов и наведения мостов с зарубежными коллегами.

Неизвестно, имеет ли право Кабмин отменять Указы Президента – после вступления в силу конституционной реформы, вроде бы, да. Хотя еще ни разу не пробовал. Вопрос в другом – зачем ему это делать. Ведь уже существуют письменные обращения к правительству и Президенту участников фондового рынка, профессиональных объединений, USAID и Всемирного банка. Все они в один голос говорят: делать этого не нужно. Посол США даже посетил Секретариат Президента, чтобы высказать свое недоумение по поводу действий правительства. Ведь в 1999 году американцы не только предоставили 6 млн. дол. на создание депозитарной системы по собственному образцу, но и помогли технически. Теперь на их усилиях просто ставится крест.

После этого посещения Кабмину было поручено разобраться в ситуации и восстановить справедливость. Даже состоялось заседание рабочей группы, которая постановила не менять существующий порядок. Тем не менее, по данным источника в правительстве, вместо внедрения в действие этого решения был подготовлен проект постановления, которым Указ от 1999 года отменят. А до 17 февраля Министерство иностранных дел должно будет отослать американской стороне официальное уведомление о расторжении Меморандума. Как же так?

На самом деле, только ленивый не знает, что 90% проблемы вокруг создания единого депозитария в Украине – отнюдь не профессиональные дебаты о целесообразности той или иной модели. Причину зовут Виктор Ивченко. Этот человек, в прошлом руководитель НДУ, с 1999 года продуцирует инициативы по изменению действующего порядка работы фондового рынка. Все прошлые годы его нападения рынок успешно отбивал, но после «оранжевой революции» позиции Ивченко резко усилились. Секрет кроется в том, что он является мужем личной помощницы Президента – Веры Ульянченко. При наличии такого важного обстоятельства было бы глупостью называть последние события вокруг МФС победой чьей-то научной концепции.

Именно в прошлом году Президент внезапно решил изменить действующую модель работы депозитарной системы Украины. Он принял два последовательных указа, суть которых сводилась к тому, что полномочия по коммерческому обслуживанию операций на фондовом рынке должна быть передана НДУ. Причем, сама структура должна была стать полностью государственной. Такое решение аргументировалось желанием устранить малейший повод для влияния олигархических групп на деятельность депозитария. Хотя, откровенно говоря, вряд ли можно было признать этот фактор сколь нибудь убедительным: в уставном фонде МФС доля ни одного из полутора сотен акционеров не достигает даже 25%. То есть, «Межрегиональный фондовый союз» контролируется множеством профессионалов, каждый из которых не заинтересован в усилении другого.

Изменение Президентом своей точки зрения было неожиданным. Виктор Ющенко в 1999 году, будучи руководителем Нацбанка, лично подписывал Меморандум, признавая полномочия МФС. Тогда известная аудиторская фирма PriceWaterhouseCoopers выбирала, создать центральный депозитарий «с нуля», учредить его на базе НДУ или «Межрегионального фондового союза». Выбрали последний вариант, который имел явное преимущество – МФС контролировался рынком и уже предоставлял нужные услуги.

Поддержка украинской стороны была безоговорочной. Тогда, помимо Виктора Ющенко, под Меморандумом поставили подписи правительство Украины (вице-премьер Сергей Тигипко), ГКЦБФР (прежний руководитель Олег Мозговой), Всемирный банк и американское агентство USAID. Штаты выделили 6 млн. дол., и через год МФС начал выполнять практическую работу, а НДУ стал представительным органом.

Уже тогда у фондовиков возник вопрос – зачем вообще нужен Нацдепозитарий? Структура была учреждена в 1998 году ГКЦБФР и НБУ как предполагаемый центральный элемент депозитарной системы Украины. Однако после подписания Меморандума и создания депозитария на базе МФС, нужда в НДУ отпала. Казалось бы, сразу же нужно было переписать законодательство, чтобы убрать с рынка лишнее образование. Однако не вышло. С тех пор длится увлекательная игра, в которой всеобщих усилий рынка оказывается недостаточно для устранения небольшой структуры.

Объяснение такой живучести НДУ, как можно было предположить, кроется в финансовом интересе. Уже в 1998 году из бюджета были выделены 3,5 млн. грн. на «розбудову» депозитарной системы. Естественно, нашлись желающие освоить эти деньги. Занятие оказалось привлекательным, и с тех пор ведется псевдопрофессиональная дискуссия на тему: как должен работать центральный депозитарий.

Две организации хотели было слить, однако НДУ удалось помешать этому процессу. Сначала он был перегистрирован в качестве «учреждения» - структуры, не прописанной в украинском законодательстве. Слить это «нечто» с ОАО «МФС» оказалось невозможным. Когда же МФС через Верховный суд в 2001 году добился возврата НДУ статуса акционерного общества, приведение решения в силу затягивалось. Это случилось лишь в декабре 2005 года. Между этими датами была еще инициатива ГКЦБФР по объединению НДУ с МФС. Однако и она была заблокирована по иску АО «Бавовнянка» - оказывается, слияние каким-то образом нарушило бы права компании.

В декабре 2005 года нужда в странном статусе НДУ отпала. На вооружении Ивченко уже находилась утвержденная в конце 2004 года Государственная программа развития Национальной депозитарной системы. Документ предусматривал, что НДУ обретет все возможные полномочия. Как шутили тогда фондовики, он станет Межгалактическим депозитарием. На самом деле, было не до юмора. В программе записано, что за пять лет НДУ освоит 2 млрд. грн., из которых миллиард даст государство из бюджета, и столько же он самостоятельно вытянет из рынка. Именно это обстоятельство вынудило 70 наиболее крупных участников фондового рынка Украины в январе 2005 года написать в Кабмин и Верховную Раду открытое письмо, в котором предлагали отменить программу как не соответствующую национальным интересам Украины.

Впрочем, безрезультатно. Именно в развитие раскритикованной рынком программы были приняты два указа Президента. Именно в ее продолжение Кабмин готовится окончательно отменить действие Меморандума. 2 млрд. грн. – сумма достаточная, чтобы не слышать голоса рынка, банков и зарубежных партнеров. Сергей Тигипко, будучи уже главой Нацбанка, в одном из своих интервью признал: «жаль, что у меня не хватило настойчивости ликвидировать НДУ». Действительно, жаль. Сегодня Нацдепозитарий под руководством неистребимого Виктора Ивченко уже слишком силен.

МНЕНИЯ

 

Евгений Григоренко

генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса

- Меня всегда удивляло желание государства превратить депозитарий в надстройку, которая должна диктовать рынку политические решения, а также в полицейскую систему, которая будет следить, кто и что делает. Сегодня мы находимся в критической точке решения этой проблемы.

Весь мир идет по пути создания одного депозитария. Мы же, отменив Меморандум, создадим второй полноценный депозитарий, который будет контролироваться государством. В итоге, вернемся на несколько лет назад, убедимся, что это плохо, и снова начнем формировать единый депозитарий. Государство скажет: давайте на базе НДУ. Но он никому не нужен, потому что рынок уже сформировал для себя депозитарий. Вот почему ему непонятна логика: почему нужно делать то, от чего отказываются другие страны, а потом возвращаться, но на худшей основе?

На мой взгляд, и Президента, и правительство вводят в заблуждение тем, что пытаются построить механизм на базе мертворожденного ребенка. Сегодня НДУ требует: дайте десятки и сотни миллионов, чтобы мы вам показали, как надо работать. Наша Ассоциация считает, что базой центрального депозитария должен стать тот, который уже работает и нужен рынку. Никто ведь не сказал, что МФС неэффективен. Иначе мы построим инструмент, который нужен отдельным чиновникам, чтобы удовлетворять свои амбиции, что-то контролировать и держать кнопку: этого пустить, этого нет, это прижать.

Дмитрий Сапунов

член совета ПАРД, соучредитель компании «Комекс-Ценные Бумаги»

- Более вредоносного для фондового рынка решения, чем выход из Меморандума с США по поводу структуры и функционирования депозитарной системы, придумать невозможно. Украинский рынок только зашевелился, на него едва начали поступать деньги серьезных институциональных инвесторов, консервативных в принятии решений. В это время поступает сигнал о том, что Украина решила выйти из договоренностей с США по системе оформления прав собственности на ценные бумаги. Больший ужас на иностранного инвестора навести невозможно.

Депозитарную систему государство строит, исходя из принципа «до основанья мы разрушим, а затем…». Программа ее развития, принятая с подачи НДУ в 2004 году, ничего, кроме изумления у специалистов, не вызывает. Когда они ее обсуждали, говорилось, что это смех, бред. Но программа принимается, под нее выделяются деньги. Государство считает, что рынок выживет в любых обстоятельствах. Это не так.

 

Автор
Ипполит Игнатов