21 февраля 2006 10:25

ЧМП заплатит по счетам своим имуществом

Минтранссвязи вновь приступило к выводу черноморского пароходства из кризиса

Кредиторы Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство» намерены продать её имущество. Об этом на собрании трудового коллектива пароходства 9 февраля сообщил президент компании Евгений Кожевин. По его словам, комитет кредиторов решил реализовать имущество стоимостью более 270 млн. гривен, чтобы вернуть долг в 56 млн. гривен. Как это ни странно, такое решение было принято сразу после того, как руководство предприятия достигло с кредиторами договоренности, исключающее возможность продажи имущества ЧМП.

справка "экономики"

ЧМП - старейшая судоходная компания на Черном море, основанная в 1833 году.

В 1991 году, годичная прибыль ЧМП составляла 160 млн. долл., владело около 300 судами. Сейчас на балансе пароходства 2 теплохода "Днестр" и одно учебно-тренировочное судно.

В начале сентября 2003 года Хозяйственный суд Одесской области по иску одного из бывших сотрудников пароходства возбудил дело о банкротстве ЧМП. Имущество ЧМП оценивалось в 40-50 млн. долл.

Позиция комитета кредиторов стала неожиданностью для менеджмента компании. Ведь в декабре 2005 года Президент Виктор Ющенко в ходе своего визита в Одессу дал поручение рассмотреть проекты о выводе пароходства из кризиса, а также обеспечить стабилизацию финансово-экономической деятельности ЧМП и, при этом, не допустить отчуждения ее активов. Но, по всей видимости, этот президентский рефрен остался незамеченным кредиторами – начиная с 25 декабря 2005 года, комитетом было инициировано четыре судебных заседания, на которых рассматривалось ходатайство о проведении санации.

За годы украинской независимости руководство пароходства менялось девять раз. А попытки нормализовать финансовое состояние ЧМП предпринимались намного чаще. Поставить пароходство на ноги пытались и в правительстве Юлии Тимошенко. В конце мая 2005 года в Одессе состоялось заседание межведомственной рабочей группы. Министерство транспорта и связи инициировало восстановление финансовых активов ЧМП. Концепция восстановления предполагала прекращение арестов имущества пароходства. Было предусмотрено взыскание средств компаний, задолжавших ЧМП. В их числе - возврат 70 млн. долларов, оставшихся во Внешэкономбанке и внешнеторговых объединениях Советского Союза. Насколько удачно было выполнено это задание, мы можем судить по позиции кредиторов, которые намерены пустить имущество компании с молотка.

На конец февраля этого года запланировано заседание Совета Национальной безопасности, итогом которого предполагается рассмотрение ряда программ по развитию Черноморского пароходства. Весьма позитивным фактором в решении данной проблемы может послужить то, что секретарь Совбеза приобрёл богатый опыт по выведению пароходства из кризиса, будучи на службе в правительстве Леонида Кучмы. На одном из совещаний у вице-премьера Анатолия Кинаха в 1996 году обсуждалась очередная программа стабилизации работы ЧМП. Основной мерой по спасению предприятия была продажа 30 судов на металлолом в Италию. Участники совещания так увлеклись обсуждением деталей контракта, что Кинаху пришлось попросить обсудить эту тему без прессы. По мнению экспертов, именно тогда в 1995-1997 гг., украинскому пароходству был нанесён наибольший ущерб.

Даже если правительственная программа по выводу пароходства из кризиса окажется продуктивной в части привлечения финансов на строительство новых судов и ремонт старых, нет никаких гарантий, что эти затраты будут оправданы с точки зрения рентабельности проекта. На сегодня в Министерстве транспорта и связи нет чёткого понимания, в каком именно режиме может успешно работать Черноморское морское пароходство и на каких грузопотоках. Отраслевые эксперты говорят, что пароходству необходимо «втиснуться» в свободную нишу, которой, к примеру, может быть транспортировка топлива. Однако это лишь планы, которые вряд ли найдут отклик среди высокопоставленных чиновников. Очевидно, после долгих лет отсутствия на рынке морских перевозок вернуться в него будет крайне сложно.