24 февраля 2006 17:39

Парламент снизил ввозные пошлины на автопоезда

С 10% до 5%

22 февраля парламент принял Закон, согласно которому будет снижена ввозная пошлина с 10% до 5% на седельные тягачи. До этого многие годы международные автоперевозчики безрезультатно пытались проллобировать эту норму.

Приняв Закон "О внесении изменений к таможенному тарифу Украины, утвержденному Законом Украины "О Таможенном тарифе Украины" (относительно тракторов колесных)" депутаты пошли на уступки международным перевозчикам и уменьшили ввозные пошлины на грузовики.

Согласно действующему ныне в Украине законодательству, "освежить" свой автопарк могут только крупные перевозчики. При ввозе новых автопоездов, приобретенных за рубежом, приходится платить на границе 10% таможенных пошлин и 20% НДС. Учитывая, что средняя стоимость машины - 80-100 тыс. долл., то эти выплаты для фирм, на балансе которых находится не более пяти-десяти машин, являлись убийственными. Один "лизинговый" автомобиль при хорошей работе на рынке сможет окупить себя за пять лет. Причем в месяц он должен зарабатывать не менее 5-5,5 тыс. евро, а это происходит далеко не всегда.

Сейчас украинские перевозчики находятся в невыгодном положении. Любое изменение конъюнктуры рынка в худшую сторону делает их неплатежеспособными по лизинговым контрактам. К примеру, в России давно принят закон, который гарантирует беспошлинный ввоз новой техники, приобретенной за рубежом. Такого в Украине, наверное, пока предвидится.

Ассоциация международных автоперевозчиков (АсМАП) долгое время лоббировала уменьшение в два раза ставок таможенной пошлины на ввоз новой техники. Но сами перевозчики заявляют, что этого недостаточно. Как сказал гендиректор ЗАО "КПК "Рапид" Владимир Гриненко, для того, чтобы перевозчики смогли в короткое время обновить свой парк, кроме снижения пошлин нужно еще отменить НДС на границе, тогда многие смогут работать на равных с европейскими коллегами.

Что-то подобное хотел сделать прежний министр транспорта Валерий Пустовойтенко еще в феврале 2002 года. Именно тогда в ведомстве созрела идея о предоставлении подобных льгот на импорт 1 тыс. грузовиков, которые соответствовали бы европейским стандартам "Eврo-3". Но дальше разговоров тогда дело не пошло.

В своей мотивации перевозчики привели пример соседних стран (России и Беларуси), где пошлина на импортные седельные тягачи - 5%, а европейские страны с каждым годом ужесточают требования для автотранспорта. По данным информационного агентства Autoconsulting, из общего флота грузовиков для международных перевозок в Украине - 16 тыс. авто - лишь 5,3 тыс. (то есть около 30%) соответствуют нормам "Евро-2" и "Евро-3", тогда как в соседних странах этот показатель составляет 60-100%.

На этом "антиэкологическом" фоне Германия уже заявила, что через некоторое время машины ниже стандарта "Евро-2" на ее территорию допускаться не будут. Поляки тоже выполняют эти ограничения: 40% выдаваемых ими разрешений распространяются только на машины стандарта "Евро-2" и "Евро-3". Венгры вообще отказываются выдавать разрешения грузовикам стандарта "Евро-0" и "Евро-1".

Через некоторое время Европа перейдет на использование машин стандарта "Евро-3". Стандарт "Евро-2" будет актуален еще два-три года. Тем более что в 2005 году появился "Евро-4", а в 2008-м - "Евро-5".

Украинская автопромышленность не предлагает грузовики, которые бы имели европейские сертификаты и смогли бы обновить автопарк. По этой причине взимание 10%-ой пошлины перевозчики сочли бессмысленным и депутаты с ними согласились.

По мнению аналитиков информационного агентства Autoconsulting, последствия принятия данного Закона весьма конструктивны. Он даст новый толчок к обновлению автопарка и позитивно отразится на рынке грузовиков. Кроме того, этот Закон знаковый для автобизнеса, поскольку до сих пор все инициативы были только на повышение пошлин. Теперь есть прецедент и на понижение, считают транспортные аналитики.